Режим ЧП и карантин внес значимые изменения в жизнь каждого казахстанца. Но помимо этого приостановил рассмотрение важных законодательных инициатив. К примеру, Экологический кодекс РК. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» попытался разобраться, на какой стадии находится разработка.
В начале года в мажилис парламента поступил проект обновленного Экологического кодекса РК. Уже в феврале министр экологии, геологии и природных ресурсов страны Магзум Мирзагалиев представил закон депутатам.
Новый кодекс призван стимулировать сокращение выбросов вредных веществ в окружающую среду. В Минэкологии посчитали, что если не внедрить новые инструменты экологического регулирования, то к 2030 году объем эмиссий в окружающую среду составят 3 млн тонн вредных веществ. Для сравнения – в 2019 году этот показатель составил 2,4 млн тонн.
По словам председателя правления Ассоциации практикующих экологов Лауры Маликовой, с введением карантина заседания рабочей группы в мажилисе временно приостановили. Однако работа по-прежнему ведется.
«Депутаты предложили внести в проект нового Экологического кодекса более 200 изменений, 30 из которых были уже рассмотрены на двух заседаниях рабочей группы в мажилисе. На данных заседаниях были приняты предложения депутатов редакционного характера. Другие предложения, меняющие суть проекта нового Экологического кодекса, находятся на рассмотрении государственного органа-разработчика. Стоит отметить, что предложения депутатов также рассматриваются представителями общественных организаций в области экологии, которые вошли в состав рабочей группы по новому Экологическому кодексу», — говорит Лаура Маликова.
Она заявила, что рабочая группа рассмотрит предложения депутатов и возможно будут внесены изменения в проект нового Экологического кодекса.
«Но если говорить о версии, направленной из правительства в мажилис, туда не вошли наши предложения по оптимизации количества отчетов в области экологии. Мы предлагали сократить количество отчетов и по природоохранным мерам отходить от оценки охраны окружающей среды по вложениям. Также предлагали отказаться от дублирования отчетов в области экологии различным госорганам и по опыту стран ОЭСР сделать единый отчет, который направляется в уполномоченный орган в области экологии», — рассказывает эколог.
Эти предложения пока не нашли свое отражение в проекте нового Экологического кодекса. Собеседница ИА «NewTimes.kz» говорит, что необходимо настаивать, чтобы эти нормы были приняты. По ее словам, это исключит дублирование данных разным государственным органам предприятиями и улучшит систему сбора данных в области экологии.
«Также по государственному экологическому контролю в версии, которую рассматривали на заседаниях рабочей группы в госоргане в области экологии, были статьи по проверке с посещением объекта, в том числе по внезапной проверке, которая является нормой необходимой для получения быстрого доступа инспекторами на территорию промышленного предприятия при аварийных ситуациях и других загрязнениях. Однако, в версии проекта которая находится на сайте мажилиса, эти статьи отсутствуют», — отмечает эколог.
В проекте нового Экологического кодекса РК предлагается внедрение ряда требований для организаций, занимающихся транспортировкой и сбором отходов. Однако, для них вводится только уведомительный порядок, и нет механизмов проверки соответствия сборщиков и транспортировщиков требованиям для занятия такой деятельностью. По мнению Лауры Маликовой, без такого механизма проблему с несанкционированными свалками будет сложно решить.
«В сопутствующих нормативно-правовых актах в Кодексе об административных правонарушениях РК сроком привлечения к ответственности по правонарушениям в области экологии является 2 месяца и год после совершения правонарушения. Если в течение этого срока правонарушители не были привлечены к ответственности, то они освобождаются от ответственности. Такая норма поощряет совершение правонарушений в области экологии. И мы будем настаивать, чтобы эти нормы были пересмотрены», — заявила эксперт.
Президент Международной академии экологии Мусагали Дуамбеков также считает, что карантин и режим ЧП сильно повлиял и отсрочил введение нового Экологического кодекса РК.
«Последнее заседание по обсуждению экокодекса было в начале марта. И сейчас уже второй месяц заканчивается, все приостановлено. Рабочая группа пока не работает. Там большая рабочая группа, порядка 120 человек. Туда вошли представители различных предприятий, экологи. И сейчас получается, что два месяца кодекс не рассматривается», — говорит Мусагали Дуамбеков.
Он отметил, что с момента, когда обновленный кодекс поступил в мажилис, изменений в проекте не было. Полноценных заседаний было немного.
«Нынешний проект экологического кодекса меня устраивает. Там включены и требования и ОЭСР, и Парижское соглашение. Также ввели понятие «загрязнитель платит». У нас ведь раньше было так, что предприятиям было дешевле штрафы заплатить, чем делать выплаты за эмиссии в окружающую среду. При этом сами акиматы раньше деньги от эмиссий тратили на свое усмотрение. В некоторых областях всего 2-3% от выплат тратили на охрану окружающей среды. Остальное на свое усмотрение – парки соорудить, памятник поставить и так далее», — говорит эксперт.
А в обновленном проекте кодекса заложен пункт, что теперь местные исполнительные органы должны все 100% от выплат за эмиссии тратить на охрану окружающей среды.
«В этом кодексе хорошо расписаны общественный контроль, общественные слушания. На общественные организации большая надежда, так как без общественного контроля сами предприятия не будут следить за окружающей средой», — заявил Мусагали Дуамбеков.
Он надеется, что вышеназванные пункты останутся в окончательной версии Экологического кодекса. Однако эксперт не отрицает, что на разработку могут повлиять лобби предприятий.