пятница, 26 апреля 2024 г.
icon
444.22
icon
476.38
icon
4.82
Алматы:
icon
7oC
Астана:
icon
10oC
1xadv
×

Если у вас нету света: Экономист предлагает платить казахстанцам неустойку за отключение электроэнергии

Известный шотландский философ-этик Адам Смит когда-то давным-давно говорил, что цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласны заплатить. Прошли столетия с тех пор, когда было произнесено это изречение, но актуальности не потеряло и по сей день. Казахстанский экономист Марат Абдурахманов, говоря об отечественных монополистах, выделяет несколько предприятий, которые, по его мнению, формируют тарифную ценовую политику, грубо говоря, «с потолка». По мнению эксперта, уже давно пора обязать представителей картелей платить гражданам страны неустойку, к примеру, за простой лампочки при отключении электроэнергии, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».

Фото: gszkam.ru
Фото: gszkam.ru

Говоря о компаниях-монополистах, Марат Абдурахманов детально остановился на АО «Алатау жарық компаниясы» (АЖК — прим. NT). В прошлом году экономиста пригласили на общественные слушания по повышению тарифов на электроэнергию. Тогда он обнаружил некоторые, так сказать, нестыковки. Самая основная из них — неуплата налога на общую сумму 2 млрд тенге. Из-за выявленных фактов предложение о повышении стоимости 1 кВт было отклонено. В начале апреля этого года прошли повторные слушания. На повестке дня стоял все тот же вопрос — увеличить цену. В этот раз все прошло словно по маслу. Утвердили новый тариф.

«К сожалению, на последних слушаниях я не смог участвовать. Понятно, что эта ситуация не может оставить меня равнодушной, поскольку я такой же потребитель, как и все алматинцы. По работе АЖК мы обращались в налоговую, антимонопольную службы. Никто не хочет проверять эту кампанию, у которой  сумма неуплаты налога на имущество — около 2 млрд тенге. А ведь эти деньги сидят в тарифах. Простые люди оплачивают этот театр», — возмущен экономист.

По информации собеседника, в соответствии с аудиторским отчетом за 2019 год, сумма налогов с заработной платы АЖК составила 82 553 тыс тенге (ИПН) и 65 942 тыс тенге (соцналог). Расходы на заработную плату производственного персонала численностью 3668 составили 7 306 554 тыс тенге. При этом общая сумма вознаграждения ключевого управленческого аппарата составила 161,087 тыс тенге. Грубо говоря, эти деньги ушли на зарплату и командировки монополиста. Это говорит о том, что, в соответствии с тарифной сметой, расходы на заработную плату только производственного персонала в 2019 году должны были составить около 7,7 млрд тенге в год. После был выявлен факт исчисления налога с имущества стоимостью около 67 млрд тенге. Эта сумма и вызвала озабоченность у рабочей группы, поскольку разница 50 млрд тенге при ведении бухгалтерского учета при налоговом учете и учете основных средств не может найти разумного объяснения.

* Налоговые отчисления АО «АЖК» по данным КГД МФ РК

«По результатам рабочей группой были направлены официальные запросы во все уполномоченные органы: ДКРЕМ, КГД, городской акимат. В настоящее время получены отписки о том, что управление внутреннего аудита, оказывается, не отвечает за использование наших денег и начисление на них тарифов. КГД Алматы отвечает, что не видит нарушений в действиях АО «АЖК» при наличии факта занижения суммы стоимости активов, предоставленных в официальные органы РК. ДКРЕМ Алматы с декабря 2020 года не принял решение о проверке. Поскольку базовая ставка Нацбанка РК не имеет расчета, а монополисты привязывают свои тарифы к ней, как к уровню необходимой рентабельности, возникают вопросы к Нацбанку РК о расчете базовой ставки. Но на официальный запрос получены отписки, что такой расчет не производится, а только утверждается», — добавил Марат Абдурахманов.

Для исключения данных ситуаций эксперты разработали поправки в антимонопольное законодательство и направили в КРЕМ РК.

«На протяжении нескольких лет говорю монополистам: если не можете обеспечить людей светом, платите за простой лампочки. Помимо этого, должна быть единая площадка, где люди могли бы оставлять свои замечания по работе крупных капиталистов в области ЖКХ. Уже давно пора вводить гражданский камеральный контроль за тарифами», — отметил эксперт.

Кроме этого, экономист предлагает внедрять международные стандарты финансовой отчетности (МФСО — прим. NT). При введении такой системы, как говорит эксперт, монополисту не нужно держать огромный штат экономистов и бухгалтеров, а все коррупционные риски будут сведены к нулю.

«Вы думаете проблемы с монополистами только у нас, в Алматы? Ничего подобного. Возьмем Нур-Султан. Прошлый год. Смог. Астанчане задыхались в дыму потому, что уголь поставили некачественный, не удивлюсь, если по счетам твердое топливо прошло как первосортное. Но это еще не все. В год жители столицы должны были потреблять 12 млн тонн угля, а закупили 15 млн. Получается, эти 3 млн висят в воздухе, но вы за них платите, так как этот объем наверняка заложен в тарифе, хотя он «теряется» еще по дороге в котельные. В Алматы закупили 35 млн тонн угля, но на разрезе говорят, что они загрузили 22 млн, а  платим мы как за 35 млн», — продолжает разоблачения экономист, предлагая заменить понятие «физическая тонна» на «метрическую» (объем, загруженный в котел ТЭЦ, — прим. NT)».

Таким образом, эксперт для стимулирования качественного предоставления товаров и услуг предлагает тарифообразование разбить на два раздела:

1. Покупательская способность — исчисляется как возможность оплаты услуг не менее 90% потребителей.

2. Тариф монополиста или лица, занимающего доминирующее или монопольное положение. Тариф состоит из трех частей производственной себестоимости, которая должна состоять из не менее 90% административных расходов — не более 5% и финансовых расходов — не более 5%.

«Как говорил ранее, для достижения баланса прав и обязанностей потребителей и монополистов предлагаю ввести пеню за непредоставленные услуги в 10-кратном размере от суммы оплаты потребителем, которую монополист обязан оплачивать из собственного капитала. Это положение станет стимулом для обновления основных фондов и улучшения качества предоставляемых услуг», — уверен Марат Абдурахманов.

Добавим, что группа активистов Алматы участвует в рабочей группе КРЕМ по вопросам внесения изменений и дополнений в  антимонопольное законодательно и правила формирования тарифов. В рамках рабочей группы были внесены поправки, которые пока не обсуждались.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 1