В современном мире, когда каждый день создаются новые технологии, мошенники радуются, поскольку знают, что, чем больше новшеств, тем выше шанс придумать «оригинальные» способы обмана людей. Преступники используют как методы социальной инженерии, так и технологические уловки, направленные либо на получение денег, либо на выяснение персональных данных. О том, сколько казахстанцев стали жертвами интернет-мошенников, и как противостоять противозаконным манипуляциям со стороны обманщиков, читайте в материале ИА «NewTimes.kz».
Забегая далеко вперед, скажем, что сейчас, в принципе, прибегнуть к интернет-мошенничеству может любой, кто хоть немного понимает, как устроена Всемирная паутина. Доказательство тому, недавний случай в Петропавловске. Двое любителей горячительных напитков решили, грубо говоря, «догнаться», а в кармане — пусто. Тогда один из них решил оформить онлайн-займ на собутыльника. Последний ничего не подозревая передал свои данные и вуа-ля, кредит получен. Вот только тот, на кого его оформили, этих денег не увидел, потому что шустрый «друг» перекинул их на свою карту, а приятелю сказал, что запрос отклонили. На «сколоченные» небольшие 4,5 тыс тенге мошенник купил алкоголь и все выпил в глубоком одиночестве. Однако избежать наказания ему не удастся. На него завели дело.
Несмотря на то, что сотрудники правоохранительных органов постоянно предупреждают людей о том, что орудуют мошенники и нужно быть предельно внимательными, жертв уловок преступников меньше не становится.
«Современные мошенники все чаще используют технологии, чтобы маскироваться под официальных лиц, представителей компаний или даже правительственных организаций. В первую очередь они хотят получить доступ к аккаунтам и счетам, с дальнейшим хищением денежных средств. Например, злоумышленники зачастую используют специальное программное обеспечение, маскирующее их реальный номер телефона. Поэтому даже если у вас на смартфоне высветился знакомый номер банка, это еще не повод для безусловного доверия. Люди забывают, что в случае возникновения проблемных ситуаций с вашим счетом или картой, банковские работники никогда не звонят первыми и не запрашивают у вас никакой информации», — говорит главный специалист Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Дмитрий Акмаев.
Как добавляет эксперт, замаскированным может быть не только номер. Мошенники могут создать копию известного сайта, даже сайта банка. Она будет отличаться отсутствием защитного протокола и наименованием. Такой сайт сделан исключительно для того, чтобы завладеть личными данными пользователей и в особенности, данными их банковских карт или паролями от личных кабинетов.
По данным размещенным на сайте АРРФР, мошенники обратили внимание, что люди куда охотнее делятся своими персональными данными, когда им что-то предлагают. Желательно – бесплатно. Например, мошенники беспорядочно звонят либо направляют СМС-сообщения на абонентские номера и сообщают о проводимой компанией совместно с оператором связи акции, по результатам которой Ваш абонентский номер является выигрышным. Выигрыш предлагается забрать с другого города либо перечислить ее стоимость на пластиковую карту.
«Вот тут и начинается все самое интересное! Для перевода стоимости выигрыша нужны полные данные вашей карты, включая коды на обороте. А их, как мы помним, никому сообщать нельзя. При этом злоумышленники оказывают психологическое давление, говоря, что если приз не забрать за 15 минут, то ваш новенький айфон или его эквивалент, уйдут к другому «победителю»», — сообщается в тексте.
«Например, вам приходит СМС якобы от вашего банка, в котором вам сообщают, что вы выиграли приз и предлагают перейти по ссылке, чтобы его забрать. При переходе вы видите страницу, очень похожую на страницу вашего банка, где для получения приза вам предлагают авторизироваться. Введя данные на таком сайте, вы фактически подарите ваш логин и пароль мошенникам. По данным МВД по аналогичной схеме действовал житель города Павлодар. Он представлялся сотрудником ТОО «Самсунг электроникс» и сообщал о выигрыше ценного приза. После этого он требовал осуществить оплату НДС (доставка приза) в размере от 10 000 до 50 000 тенге. К этому часу злоумышленник задержан. В ходе следствия установлена причастность к совершению 44 фактам аналогичных преступлений», — говорит Дмитрий Акмаев.
Январь-апрель этого года полицейские Казахстана зарегистрировали 8 550 факта интернет-мошенничества. А за аналогичный период прошлого года — 3 405.
«В марте 2021 года в мессенджере WhatsApp правоохранителями выявлен чат под названием «Касса от ставки», в котором предлагалось получить доход 50% путем выгодных ставок на спортивные события. Установлена и задержана администратор чата (жительница города Тараза). Обманутыми оказались 14 граждан, которые вложили деньги в сумме от 30 до 100 тыс тенге», — сообщают в АРРФР.
Как говорилось ранее, у мошенников множество способов обмана людей. Они представляются сотрудниками банков, органов внутренних дел, государственными служащими и другими лицами. Чаще всего на уловки попадаются люди преклонного возраста, тем более, когда речь идет о якобы задержании родного человека. Чтобы спасти его они готовы перевести любые суммы.
«В такие моменты лучше всего задавать вопросы. В каком именно отделении полиции находится потенциальный подозреваемый? Какую статью ему вменяют? Когда было совершено деяние? Предоставлена ли помощь адвоката и как этого адвоката зовут? Кроме того, следует сделать звонок на горячую линию МВД РК и в ваше районное отделение полиции. И ни в коем случае не паниковать. И тем более не передавать и не переводить деньги на счета незнакомцев», — советуют специалисты.
Кроме того, эксперты рекомендуют казахстанцам следить за безопасностью своих телефонов и компьютеров.
«Нельзя, чтобы сторонние лица устанавливали на вашем компьютере или телефоне какие-либо приложения. Кроме того, нужно уметь пользоваться программами, которые вы скачиваете, поскольку не все они безопасны для операционной системы вашей персональной техники. Внимательность и бдительность — главные друзья, которые должны быть у каждого человека», — резюмируют в АРРФР.