пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
1oC
Астана:
icon
-2oC
×

Качественная учебная литература является гарантией эффективности процесса обучения

Не для кого не секрет, что образование является ресурсом развития всех сфер жизни и одним из главных факторов, влияющих на конкурентоспособность страны. Учебная литература представляет собой одно из самых действенных средств внедрения достижений науки в практическую деятельность. Важной проблемой в системе образования является качество учебно-методической литературы. Как проходит экспертиза содержания учебников и учебно-методических комплексов? Для чего она проводится? Из каких этапов состоит? От чего зависит качество учебных материалов? На эти вопросы корреспонденту ИА «NewTimes.kz» ответила заместитель директора Республиканского научно-практического центра экспертизы содержания образования Маншук Мукаметкали.

Фото из личного архива героя
Фото из личного архива героя

 «В современных реалиях к учебникам предъявляется очень много требований. Они должны соответствовать государственным общеобязательным стандартам образования (ГОСО), а так же учебным программам. Система оценивания качества учебной литературы и отбора состоит из пяти этапов: научная и педагогическая экспертиза, апробация, общественная оценка, рассмотрение на предметных экспертных комиссиях. Все эти процедуры регламентированы соответствующими Правилами, которые утверждены приказом Министра образования и науки»,— сказала Маншук Мукаметкали.

По словам собеседницы, кроме указанных показателей, особое внимание уделяется представленности казахстанского компонента; соответствию содержания возрастным психологическим особенностям учащихся; доступности изложения учебных материалов; направленности на развитие критического мышления и аналитических способностей и т.д.

«Вновь разработанные учебники всех уровней среднего образования проходят апробацию. В этом году учебники прошли апробацию в двадцати двух пилотных школах республики. Общественная оценка учебников проводилась в онлайн формате. В процедурах экспертизы и опробации учебников введено обезличивание литературы  на двух этапах экспертизы. Это минимизировало вероятный конфликт интересов у авторов и издательств. Учебники, прошедшие эти этапы, представляются на рассмотрение предметной комиссии. Эта комиссия принимает решение по перечню учебников и УМК, рекомендуемых или не рекомендуемых для использования в организациях образования. Эксперты учебной литературы в целях исключения конфликта интересов работают в конфиденциальном режиме. При этом следует сказать, что существенно обновлена база экспертов, которые прошли целенаправленное обучение в рамках проекта Всемирного банка и сдали экзамены»,— добавила спикер.

Маншук Мукаметкали рассказала, что родители жалуются на то, что школьные портфели зачастую бывают неподъемными. В связи с этим Министерством были предприняты меры по снижению веса ученического ранца. Так, разработаны Рекомендации по формату и оформлению учебной литературы, которые направлены в издательства. В СанПиНе внесены дополнения по весу ежедневного учебного комплекта по всем классам и обязательного его учета при составлении расписания.

«В частности, был установлен вес ежедневного учебного комплекта по всем классам, при составлении расписания занятий было определено, что необходимо обязательно учитывать вес учебного комплекта. В 2017 году были приняты соответствующие правила и нормы, по которым вес ежедневного учебного комплекта не должен превышать: для обучающихся 1-3 классов – 1,5-2 кг; 4-5 классов – 2,0-2,5 кг; 6-7 классов – 3,0-3,5 кг; 8 - 11(12) классов – 4,0-4,5 кг. Для того чтобы эти нормативы соблюдались, учебники были разделены на несколько частей. По отдельности вес учебников не превышает нормы. Каждый год учебники проходят соответствующую экспертизу по СанПиНу. Кроме того, регламентирован вес каждого учебника.  Так, для 1-4 классов вес каждого учебника не должен превышать 300 грамм, для 5-6 классов – 400 грамм, для учащихся 7-9 классов – 500 грамм, а для старших классов – 600 грамм»,— рассказала заместитель директора Республиканского научно-практического центра экспертизы содержания образования.

Далее спикер отметила, что при оценке качества учебной литературы используется целый комплекс критериев-параметров. Особое внимание уделяется на соответствие стандартам ГОСО и требованиям учебных программ. Кроме этого акцент делается на содержательное наполнение, методические подходы к разработке учебника, аппарат ориентировки, читабельность текстов, компоновка и оформление оригинала-макета и др.

«Сейчас нами разработаны Требования к структуре и содержанию учебников и УМК для школ. В сотрудничестве с международными экспертами изучен опыт разработки, экспертизы, отбора и утверждения учебников и УМК в 12-ти странах с развитой системой образования и экономикой. Подготовлен пакет документов по повышению эффективности процедур экспертизы учебной литературы и сближению их с международными подходами и стандартами. Впервые критерии оценки учебников и УМК детализированы по всем 19-ти предметам инвариантного компонента школьного образования. При этом около двух тысяч экспертов обучаются в рамках проекта Всемирного банка»,— продолжила свой рассказ Маншук Мукаметкали.

Спикер добавила, что были значительно повышены требования к разработчикам учебной литературы. Теперь авторы, заявленные в учебниках, в обязательном порядке должны пройти обучение по теории учебника и применяемым критериям оценки учебной литературы за счет издательств. За два года более тысячи авторов прошли такой курс.

«Как я отметила, вновь разработанные учебники всех уровней среднего образования проходят апробацию. Установлены новые нормы этого процесса. Кроме того, школы, которые апробируют учебники и УМК, приравнены к экспериментальным площадкам.  Повышена ответственность издательств и авторских коллективов в форме проведения предварительной внутрииздательской экспертизы. Это предполагает создание комиссий и советов, а так же предполагается привлечение внешних экспертов.  Издательства теперь обязаны заменить учебники при обнаружении полиграфического брака в течение первого учебного года за счет собственных средств»,— продолжила заместитель директора РНПЦ.

Качество учебников в значительной степени зависит от качества типовых учебных планов и программ. До сих пор эти важные для содержания образования документы вступали в действие сразу после их разработки, т.е. без апробации и независимой оценки.

«После всестороннего обсуждения этой ситуации мы пришли к выводу, что экспертиза типовых учебных планов и программ нужна. В связи с этим Министерством и нашим центром по согласованию со всеми заинтересованными организациями разработаны соответствующие правила. В настоящее время проводится подготовительная организационно-правовая и методическая работа в этом направлении. В процедурах экспертизы и апробации учебников с середины прошлого года введено обезличивание литературы на двух этапах экспертизы, апробации, обсуждения и рассмотрении предметной экспертной комиссии. Это минимизировало вероятный конфликт интересов у экспертов, авторов и издательств»,— сказала в заключении Маншук Мукаметкали.

Важным подспорьем в облегчении веса портфеля стали электронные версии бумажных учебников. По поручению Главы государства в 2020 году Министерством с издательствами заключены авторские договоры по переводу 100% школьных учебников с 1 по 11 классы в электронный формат. Они размещены на сайте Министерства. Любой пользователь бесплатно открывает эти учебники на сайте, либо скачивает для последующего пользования.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0