Непогода сказывается на тарифах такси, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на «Хабар 24».
Стоимость услуги в Казахстане ощутимо выросла. По разным оценкам, в два, а то и в три раза. И это еще не предел.
В ассоциации служб такси считают, что в республике просто нет конкуренции и отсутствует контроль за сферой. Эксперты же говорят: рынок формирует себя сам и вмешиваться в него нельзя.
Одна из казахстанок рассказала, что самая дорогая поездка на такси обошлась ей в 2350 тенге.
«Шел дождь, и все, цены взлетели», «Расстояние около трех километров с 1300 до 1900 тенге доходит», — говорят опрошенные пассажиры.
Так, стоимость такси в столице выросла вдвое, а то и больше. На цены влияет абсолютно все: погодные условия, количество машин на линии, транспортный коллапс. Многое зависит и от времени суток.
Читайте также: Непогода в Нур-Султане: Цены на такси выросли, автобусы стали ездить медленнее
Такая картина наблюдается не только в Нур-Султане, но и в других городах республики. Резкий скачок цен на услуги такси произошел в Алматы и Шымкенте. Уже почти месяц привычные маршруты обходятся горожанам в разы дороже.
«Раньше к брату ездила за 400-500 тенге, тут вечером за 1700 тенге. А там ехать-то!» — посетовала горожанка.
О необходимости начать регулировать рынок такси в Казахстане говорят все чаще. В основном обусловлено это непредсказуемым изменением цен на услугу. Компаний, которые с трудом конкурируют с тем же Yandex или Uber, в стране можно пересчитать по пальцам.
Привычных диспетчерских служб уже практически нет. Таксопарки давно работают в партнерстве с агрегаторами.
«С 2010 года у нас был классический таксопарк. В 2014-м была своя аппликация taxi.kz, свое мобильное приложение. В 2014 году зашел первый с экспансией inDriver. Мы бились с ними очень долго. У меня на эту войну ушли все ресурсы практически. В 2015-2016 годах началась экспансия Yandex и Uber, и мы стали партнерами и с теми, и с теми. Мы похоронили taxi.kz. Зимой этого года мне позвонили из компании Didi. Нам выгодно, чтобы в стране не было монополиста, тем более не из нашей страны», — считает владелец таксопарка Тимур Худайбергенов.
Но говорить о монополизации сферы нет оснований, считают эксперты. Другой вопрос, что местные «игроки» остались не у дел. Иностранные фирмы лишь предоставили информационную платформу, что в свое время попросту не сделали отечественные IT-компании.
«К сожалению, наши IT-компании вовремя не подсуетились. Ни один из иностранных игроков не является государственной компанией, это все частные, которые в свое время создавали продукт, строили, оттачивали и потом пришли сюда. Поэтому нашим IT-компаниям никто не мешал делать аналогичные сервисы службы заказов. Более того, например, рынок Украины именно такой. Там один из лидеров — местная компания. У нас это не сложилось, я считаю, из-за слабого развития IT-рынка», — говорит аналитик международной инвестиционной компании Exante Андрей Чеботарев.
Рынок формирует себя сам, и вмешиваться в него нельзя, считают аналитики. Если идет рост цен, значит, есть спрос. Тут палка о двух концах. У потребителя всегда есть выбор — вызвать водителя в эту минуту по высокой цене, подождать либо воспользоваться общественным транспортом. К тому же подобные цифровые посредники дают сотням казахстанцев возможность зарабатывать.
Вот, например, 56-летняя Бахыт Тулеуова развозит клиентов уже 16 лет. За это время успела поработать с разными платформами.
«Здесь все-таки живые деньги, каждодневные. Человек вышел утром на работу, тебе нужно туда, пожалуйста, поработай целый день, деньги есть. Ни о чем не переживаешь, ни о чем не думаешь. Деньги нужны, пожалуйста, выходи на смену», — говорит она.
Согласно глобальной базе данных Numbeo, который отслеживает уровень потребительских цен, Казахстан сегодня в первой тройке лидеров по самым высоким тарифам на услуги такси в странах СНГ. Но, как оказалось, и это не предел. По прогнозам, уже через месяц цены могут вырасти еще на 10-15%.