Начиная с 2016 года все школы Казахстана поэтапно перешли на обновленное содержание образования. Параллельно с внедрением новой программы в школах изменилась и система оценивания учащихся. Так называемая критериальная шкала, построенная на сравнении достижений учащихся с описанными критериями, выявляет, насколько успешно был освоен предложенный материал и сформированы практические навыки. В министерстве образования РК рассказали корреспонденту ИА «NewTimes.kz» о том, как проводится текущий контроль успеваемости учащихся в школах нашей страны.
Новая система предложена в виде СОР (суммативного оценивания за раздел) и СОЧ (суммативного оценивания за четверть). Учащиеся отвечают на вопросы, сдают тесты, пишут контрольные работы и так далее. Итоговая оценка за четверть и год выводится по специальной формуле.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится педагогами в форме суммативного оценивания для определения и фиксирования уровня усвоения содержания учебного материала по завершении изучения разделов (сквозных тем), четверти.
«Суммативное — это вид оценивания, который проводится по завершении определенного учебного периода (четверти или учебного года), а также изучения разделов (сквозных тем) в соответствии с учебной программой. Формативное — это вид оценивания, который проводится в ходе повседневной работы в классе, является текущим показателем успеваемости обучающихся, обеспечивает оперативную взаимосвязь между обучающимся и учителем в ходе обучения, обратную связь между учеником и педагогом и позволяет совершенствовать образовательный процесс», — объяснили в Минобразования.
В первом классе учебные достижения обучающихся не оцениваются.
По результатам формативного и суммативного оценивания за раздел (СОР) и суммативного оценивания за четверть (СОЧ) обучающимся выставляются баллы, которые учитываются при оценивании учебных достижений за четверть.
Баллы во 2-11 классах в процентном соотношении:
0–39 — неудовлетворительно («2»);
40–64 — удовлетворительно («3»);
65–84 — хорошо («4»);
85–100 — отлично («5»).
Составляющей стандарта является критерий. И если ученик знает его, то он так же знает, как достичь стандарта темы, раздела. А критерии, в свою очередь, распознаются дескрипторами, прописанными в каждой суммативной работе. Ребенок может самостоятельно оценить качество своей работы, если СОЧ и СОР будут составлены грамотно. Это и является основной целью современного подхода к обучению. Какой бы ни был результат промежуточного оценивания — это всего лишь рекомендация о том, какой критерий нужно подтянуть. Обратная связь своего рода. Учащийся будет понимать лучше, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания, если критерии оценивания будут представлены конкретнее.
При учебной нагрузке один час в неделю СОР проводится не более двух раз в четверти с объединением разделов, итоговая оценка выставляется за полугодие.
«СОР проводится не более трех раз в четверти. Разделы или сквозные темы объединяются с учетом специфики тем и количества целей обучения при изучении четырех и более тем в четверти. Разрешается его проведение в два этапа. Также допускается проведение не более трех СОЧ в один день с учетом уровня сложности учебных предметов. СОЧ не проводятся в последний день завершения четверти. Одновременно СОР и СОЧ по одному учебному предмету не проводятся в один день», — добавили в ведомстве.
В условиях карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера по предметам с учебной нагрузкой в два и более часов в неделю за четверть проводится один СОР, в конце четверти — СОЧ.
Задания суммативного оценивания выполняются школьниками и содержат пройденный ими материал в соответствии с типовыми учебными программами по общеобразовательным предметам, утвержденными приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций».
Задания формативного и суммативного оценивания составляются педагогами самостоятельно.
При отсутствии результатов СОР и СОЧ обучающийся является временно неаттестованным.
Суммативные работы обучающихся за текущий учебный год хранятся в школе до конца данного учебного года.
Результаты суммативного оценивания обучающихся в виде баллов выставляются в журнал (бумажный или электронный) и переводятся в четвертную и годовую оценки по шкале перевода баллов.
Для чего нужно обновленное содержание образования? Это прежде всего необходимо для развития функциональной грамотности. Школьник должен уметь применять полученные знания во время написания контрольных работ. Он не должен заучивать, зубрить и подолгу готовиться — это противоречит программе. Благодаря внедрению активных форм обучения учащиеся будут активно добывать знания, самостоятельно развивать функциональную грамотность, а также будут творчески подходить к решению проблем и с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками. Кроме того, главной целью обновления содержания образования является совершенствование педагогического мастерства учителей. Задачей педагогов в ходе применения обновленной программы является привитие учащимся основных человеческих норм и морали, формирование толерантности и уважения к другим культурам и точкам зрения, воспитание ответственного, здорового ребенка.
Результаты обучения учащихся в школе потребуют от педагогов всестороннего и объективного оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого ребенка, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом. А это как раз то, на что и направлено обновление системы образования и ее содержания.
Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования были утверждены приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года.