Учитель является главной фигурой всей системы образования как нашей страны, так и мира в целом. Педагог всегда играл и играет уникальную роль в человеческой цивилизации. Именно учитель аккумулирует в себе и передает знания и умения, накопленные людьми, каждому следующему поколению. Поэтому, для того чтобы поддержать благородный труд педагога, обеспечить максимальную эффективность его деятельности был принят Закон РК «О статусе педагога». Корреспондент ИА «NewTimes.kz» побеседовала с председателем комитета дошкольного и среднего образования МИН РК Гульмирой Каримовой, которая рассказала о том, какие меры предпринимаются для повышения статуса педагога в нашей республике.
На расширенном заседании правительства 15 июля текущего года Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил освободить учителей от непрофильной и несвойственной нагрузки педагогов, а также повысить оплату учителям в два раза.
Согласно принятому закону была сокращена нагрузка и установлен запрет на привлечение педагогов к решению задач, не относящихся к их профессиональной деятельности. В 2020 году была разработана система нормирования труда учителей, а с 2021 года осуществлён переход от 18-часовой к 16-часовой нагрузки педагогов школ.
В целях недопущения нарушения прав педагогов в 2021 году в регионах на базе Департаментов по обеспечению качества в сфере образования КОКСОН созданы Советы по вопросам педагогической этики и защите прав педагогов.
«Благодаря внедрению новой системы профессионального роста педагога заработная плата работников сферы образования увеличилась от 30 % до 50 % от должностного оклада. Кроме того, педагогам увеличены доплаты за классное руководство и проверку тетрадей, а так же предусмотрены новые доплаты за наставничество, степень магистра, преподавание предметов «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика» на английском языке, а также за ведение спортивных секций. В 2020 году рост зарплаты педагога, с учетом увеличения доплат и надбавок, составил свыше 50%, а с января 2021 года зарплата увеличена еще на 25%»,— сообщила Гульмира Каримова.
Спикер так же добавила, что в Министерство образования и науки поступают запросы от учителей по правильности начисления заработной платы. К сожалению, на местах случаются различные ситуации. Для разрешения данной проблемы был разработан калькулятор зарплат совместно с IТ-сообществом. Это бесплатный ресурс как для Министерства образования и науки, так и для педагогов. Пройдя по определенной ссылке, учитель может просчитать уровень своей заработной платы.
Для обеспечения качества и привлечения в профессию педагога талантливых выпускников с 2020 года предусмотрен особый порядок присвоения квалификационной категории молодым специалистам.
«Выпускникам программы «Болашақ» присваивается квалификационная категория «педагог-исследователь». Они не проходят процедуру присвоения квалификационной категории и получают доплату в размере 40% от должностного оклада. Мы ввели сертификацию выпускников образовательных программ педагогических направлений. Квалификационную категорию будущий педагог может получить по результатам прохождения Национального квалификационного теста (НКТ). Таким образом, уже в начале карьеры молодые педагоги имеют возможность получить существенную прибавку к заработной плате. Также предусмотрены механизмы развития института наставничества для поддержки начинающих педагогов»,— добавила председатель комитета.
В рамках Закона РК «О статусе педагога» воспитатели были уравнены в правах с учителями. Их заработная плата ежегодно (начиная с 2020 года) повышается на 25%, увеличены дни отпуска с 42 до 56, а также предусмотрена доплата за педагогическое мастерство от 30% до 50%. Таким образом, заработная плата педагогов дошкольных организаций варьируется от 96 626 тенге до 148 389 тенге в зависимости от должности, стажа работы, уровня образования и квалификационной категории.
С 2020 года согласно новой системе аттестации педагоги дошкольного обучения и воспитания, технического и профессионального и дополнительного образования по результатам прохождения процедуры аттестации получают соответствующую доплату.
«Мы стараемся повысить привлекательность профессии педагога. Для этого ежегодно, начиная с 2019 года, повышается проходной балл для поступления в педагогические ВУЗы. А чтобы талантливая молодежь стремилась обучаться на образовательных программах педагогического профиля пороговый балл ЕНТ для поступления абитуриентов увеличили с 50 до 75 баллов»,— отметила собеседница.
В 2021 году повышена стипендия бакалаврам, обучающимся по педагогическим направлениям подготовки, с 26 тыс. до 50 тыс. тенге.
При вступлении впервые на должность педагога с 2021 года в пилотном режиме начата процедура подтверждения выпускниками квалификации через сдачу НКТ. Для дальнейшего совершенствования системы сертификации будущих педагогов будет продолжена работа по совершенствованию методологии сдачи НКТ, направленного на подтверждение результатов обучения.
Продолжена работа по педагогической переподготовке для лиц, не имеющих педагогическое образование. На сегодня в соответствии с Законом «О статусе педагога» разрабатываются соответствующие образовательные программы педагогической переподготовки. Эта мера направлена на решение проблемы потребности в педагогах в целом.
Таким образом, в решении вопросов, связанных с повышением статуса педагога, было определено продвижение по трем основным направлениям. Первое – на новом уровне системное повышение квалификации педагогов, второе – материальное стимулирование с повышением оплаты за труд, третий путь – проведение работы для повышения авторитета педагога, формирования положительного образа учителя. Целенаправленная имиджевая работа по повышению статуса педагога была и остается актуальной.
В своей предвыборной платформе «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев продемонстрировал преемственность избранного курса, дав обещание повысить статус педагогов и воспитателей, предоставив им дополнительные социальные гарантии, снизив их нагрузку и сократив отчетность. Фактор личного участия в процессе Главы государства консолидировал заинтересованные стороны, настроил всех на конструктивную работу. Несомненно, это благоприятно сказалось как на условиях жизни учителей, так и на их статусе в обществе.
Принятием закона о статусе педагога был преодолен важный рубеж для столь социально значимого направления работы государства. Впервые статус отечественного педагога вышел на уровень особой законодательной поддержки.