воскресенье, 5 февраля, 2023
icon
458.69
icon
501.3
icon
6.52
Алматы:
icon
-3oC
Астана:
icon
-10oC
Подпишитесь на нас:
Общество Венера Баталова
18 ноября, 2021, 17:13

Организации ТиПО ориентированы на потребности рынка труда

В условиях современных социальных и экономических реалий наиболее востребованными являются специалисты, обладающие универсальными компетенциями, которые позволяют оперативно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям и технологиям рынка труда. Какие мероприятия проводятся для повышения актуальности, качества и эффективности технического и профессионального образования корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказал заместитель директора Департамента технического и профессионального образования МОН РК Ернат Жунусов.

Организации ТиПО ориентированы на потребности рынка труда

фото el.kz

— Здравствуйте Ернат Гапуович! Расскажите, пожалуйста, что включает в себя учебный процесс в организациях технического и профессионального образования?

— Учебный процесс в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования, включает теоретическое обучение в организациях образования, а также производственное обучение и профессиональную практику, выполняемые под руководством мастера производственного обучения, руководителя практики в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах и на учебных полигонах, под руководством наставника, мастера производственного обучения, руководителя практики – на базе предприятий (организаций). Основой организации учебно-воспитательного процесса являются планирование и учет учебно-воспитательной работы, осуществляемой организацией образования.

— Каким образом учащиеся проходят итоговую аттестацию по освоению программы технического и профессионального образования?

— Оценивание учебных достижений и итоговая аттестация обучающихся организаций технического и профессионального, послесреднего образования осуществляется в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования».

Организации образования самостоятельны в выборе форм, порядка и периодичности осуществления текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации обучающихся.

— Какие технические специальности являются наиболее востребованными в настоящее время?

— В 2021-2022 учебном году при приеме в колледжи высокий конкурс наблюдался по следующим специальностям:

  • Вычислительная техника и информационные сети (по видам);
  • Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта;
  • Организация питания;
  • Швейное производство и моделирование одежды;
  • Парикмахерское искусство;
  • Ветеринария;
  • Радиотехника, электроника и телекоммуникации;
  • Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация электромеханического оборудования (по видам и отраслям).

— На какие технические специальности можно обучиться бесплатно?

— В колледжах обучение ведется по трем уровням: подготовка по рабочим квалификациям, специалиста среднего звена, прикладного бакалавра.

Прием по рабочим квалификациям по собеседованию без экзаменов, по специальностям среднего звена и прикладного бакалавра на конкурсной основе по оценкам обязательных и профильных предметов.

Перечень специальностей, на которые предусматривается госзаказ, ежегодно утверждается Комиссией по формированию и распределению госзаказа до 30 марта календарного года и публикуется на сайтах управлений образования областей и гг.Нур-Султан, Алматы и Шымкент.

— Каким образом устраняется оторванность подготовки студентов от потребности работодателей?

— В настоящее время наиболее востребованными остаются специалисты, которые обладают необходимыми знаниями и умениями, умеющие быстро подстраиваться к постоянно меняющимся условиям и технологиям рынка труда.

Рынок труда в свою очередь требует постоянного развития навыков и профессий, в связи с их трансформацией один раз в два-три года. При изменяющихся технологиях содержание образовательных программ будет претерпевать постоянные изменения.

В этой связи Министерством проведена работа по актуализации Классификатора специальностей и квалификаций, были исключены специальности, по которым не ведется подготовка кадров в связи с отсутствием потребности рынка труда. На основе результатов мониторинга рынка труда, Атласа профессий и предложений работодателей введены новые актуальные специальности и квалификации.

Кроме того, разработан новый государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования (ГОСО), в рамках которого предоставлена академическая самостоятельность учебным заведениям. Согласно ГОСО у учебных заведений появились возможность совместно с работодателями разрабатывать образовательные программы на основе профессиональных стандартов и с учетом региональных особенностей, а также определять сроки и траекторию обучения.

В этой связи, учебные заведения совместно с работодателями имеют возможность самостоятельно регулировать содержание образовательных программ в соответствии с потребностями быстро меняющейся экономики и рынка труда.

Вместе с тем, законодательно исключена норма об установлении уполномоченным органом сроков обучения.

Если ранее мы жестко регламентировали и устанавливали сроки обучения по различным квалификациям, в среднем от 2-х лет до 3-х лет 10 месяцев, то на сегодня мы исключили данную норму из Закона «Об образовании». Теперь сроки обучения зависят от конкретной образовательной программы и требуемых результатов обучения.

Данные меры позволяют не только подстроиться под технологические изменения на производстве и запросы рынка труда, но и привлечь молодежь в колледжи.

— Какие мероприятия проводятся для повышения актуальности, качества и эффективности технического и профессионального образования?

— Система технического и профессионального образования станет более гибкой и ориентированной на формирование самых востребованных компетенций у обучающихся. С 2021-2022 учебного года казахстанским колледжам предоставлена академическая самостоятельность.

Продолжается реализация проекта «Бесплатное техническое и профессиональное образование для всех». В рамках проекта в текущем году в колледжах принято 95 тыс. человек. Прием осуществлен по принципу «деньги за студентом» с правом выбора четырех специальностей и четырех колледжей. При этом вступительные экзамены в колледжи отменены. Данная мера позволила увеличить количество поступающих из социально-уязвимых слоев населения.

Ведется масштабирование дуального обучения. На сегодняшний день дуальным обучением охвачено 58 тыс. студентов на 5500 предприятиях. Также с этого года начата оплата наставникам с производства, задействованных в дуальном обучении. Важно отметить, время производственной практики студентов засчитывается в трудовой стаж, что непременно повышает возможность трудоустройства.

Необходимо отметить, завершается оснащение 180 колледжей современным оборудованием по проекту «Жас маман», который позволит выйти на новый уровень качества подготовки кадров. Оборудование, закупленное в рамках проекта «Жас маман», соответствует последним тенденциям рынка и всем требованиям современного производства, формирует у обучающихся уникальные профессиональные навыки и компетенции по востребованным профессиям. Обучение на данном оборудовании позволит вести подготовку востребованных на сегодняшний день специалистов с гарантированным трудоустройством.

Таким образом, системой технического и профессионального образования проводится большая работа по обеспечению актуальности, качества и эффективности образования.

В статье:
Что думаете об этом?
Подпишитесь на нас:


Эксклюзив
Интервью и мнения