Фермеры Казахстана выступают против запрета на экспорт КРС. Чиновники таким образом намерены бороться с ростом цен на мясо. Крестьяне заявляют, что ничего из этого не выйдет. Цены не снизятся, сами они понесут убытки, а прибыль достанется посредникам, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на телеканал КТК.
Судя по ситуации на рынке, даже обычная говядина скоро превратится в деликатес, доступный не всем. Цены растут. И вместе с тем увеличивается число казахстанцев, которые начинают отказываться от продукта первой необходимости.
«Вчера только был здесь. Мякоть говядины продавали по 2,5 тыс, с костями – по 2200. Сейчас на 100 тенге дороже», – поделился Ербол Нурболов.
Впрочем, говядина, заявляют производители, никогда не была дешевой. Выращивать скотину – дело затратное. Особенно сейчас – после засушливого лета и взлетевших цен на корм. Не отстает и стоимость горючего. Айдар Нигметов пока справляется. Но родной Минсельхоз подкинул проблемы. Речь о полугодовом запрете на экспорт живой скотины. Так власти планируют сдержать цены на мясо.
«Если бы мы знали, лично я как собственник компании, что будут вводиться такие ограничения рано или поздно, то, соответственно, еще подумал пять или шесть лет назад, заниматься этим или нет. А сейчас, когда мы только начинаем понимать, куда мы движемся, запреты только останавливают и не дают развития», — рассказал руководител группы компаний Айдар Нигметов.
Это одна из передовых откормочных площадок в стране. Сейчас здесь содержится свыше 3 тыс голов крупного рогатого скота. Причем не только молодняк, но и маточное поголовье. Вводимый запрет на экспорт КРС на работе этого предприятия отразится не сильно, так как большая часть продукции уходит на внутренний рынок. Но она не покрывает всех расходов. Фермеры говорят, что затраты компенсируют за счет экспорта. Поэтому после введения запрета многим придется закрывать крестьянские хозяйства из-за убытков. Зато в прибыли останутся посредники.
«Цена, скорее всего, падать в рознице не будет. Учитывая, что рынок уже сформирован в рознице и есть у нас элементы посреднических структур, соответственно, все вот эти «сливки» они заберут себе. Но цена однозначно упадет у фермера – к оптовикам или к той цепочке производства, которые производят говядину – мясокомбинаты или откормочные площадки», – утверждает исполнительный директор Мясного союза Казахстана Аскар Жубатыров.
В Минсельхозе своя логика. Вместе с мясом запрет введут на вывоз моркови и картофеля. Летом эти овощи побили все рекорды по цене. Все потому, что свои мы продали за границу, а в межсезонье импортировали втридорога. То же самое сейчас происходит и со скотиной. Говорят, страна теряет свою же продукцию.
«За 10 месяцев мы увеличили экспорт КРС на 5,5%, доведя до 161 тыс голов. При этом объемы его переработки внутри страны сократились почти на 50%. По опыту прошлых лет: такая тенденция приводит к росту цен на мясо, что мы сейчас и видим», — отметил пресс-секретарь минсельхоза РК Дамир Егизбаев.
Специалисты предупреждают: такие меры чреваты серьезными последствиями. В пример приводят запрет на экспорт шкур животных. Наладить переработку в стране так и не смогли. А казахстанские животноводы потеряли рынки сбыта, и теперь это сырье попросту сжигают.
«Самое главное, все эти запреты приводят к срыву контрактов и потере рынков. И, как следствие, выходу участников из отрасли. Уйдут производственники, фермеры. Мы потеряем производителей не только на экспорт, но и на внутренний рынок. В итоге мы все это будем замещать импортом, по которому мы и так уже видим динамику», – поделился аграрный аналитик Кирилл Павлов.
Запрет на экспорт КРС, картофеля и моркови вводят с 15 декабря, хотя отраслевые союзы предлагали чиновникам другие пути. Власти вроде обещали их рассмотреть, но в итоге приняли самое простое решение.