Сразу семь семей могут оказаться на улице. Как утверждают люди, их дома, построенные близ алматинского аэропорта, признали незаконными и теперь собираются снести. Как раз недалеко от их участков два года назад разбился самолет авиакомпании Bek Air, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на телеканал КТК.
За разъяснениями напуганные сельчане отправились в районную администрацию. Правда, там объяснить ситуацию им не смогли и посоветовали обратиться к областным чиновникам и в суд.
Свой небольшой участок на окраине села Гульдала Айгерим Жумадилова с супругом купили ровно шесть лет назад. И почти сразу же затеяли стройку. Пришлось даже в банке брать кредит, который выплачивают до сих пор.
«Когда мы покупали участки, чиновники нам говорили, что скоро аэропорт отсюда перенесут. Мы только из-за этого согласились, а так бы в другом месте взяли. После решили начать стройку.
У нас все документы в порядке, все было оформлено нотариально и зарегистрировано. Земли тут продавали официально, везде их реклама была. И нам показывали акты. Потому мы и согласились», — рассказывает Айгерим Жумадилова.
После авиакатастрофы двухгодичной давности вне закона оказалось почти шесть гектаров земли. В том числе и участок Жумадиловых.
Сейчас областные чиновники настаивают на отмене регистрации всех наделов и просят районные власти разобраться и навести порядок.
«Мы перед тем, как купить участок, все посмотрели. Увидели рядом дома и то, что там есть электричество, газ и вода. И у нас тогда даже никаких вопросов не возникло. Нам быстро сделали документы, мы все проверили, в ЦОНе оформили. И в юстиции номер участку присвоили. Мы и не беспокоились. Жили спокойно, пока самолет не упал», — говорит Махабат Юсупова.
Самолет Fokker 100 авиакомпании Bek Air потерпел крушение в конце декабря 2019-го. После неудачной попытки взлета судно врезалось в бетонный забор и протаранило частный дом.
В авиакатастрофе погибли 12 человек, 69 получили травмы. Тогда перевозчик заявлял, что жертв могли избежать, если бы по периметру воздушной гавани не было жилой застройки.
Эти постройки от территории аэропорта Алматы сейчас отделяет всего несколько метров. Здесь были проданы сразу 14 участков.
На семи из них люди успели возвести дома. Но только после авиакатастрофы стало понятно, что строить тут изначально было запрещено.
После авиакатастрофы на скамье подсудимых оказались районные чиновники и риелтор. Их всех обвинили в незаконной продаже земли близ аэропорта.
Троим дали по три года ограничения свободы. Остальных приговорили на сроки от двух с половиной до четырех лет.
Только возмущенным сельчанам от этого не легче. Сегодня они пытались поговорить с районными властями, но внятного ответа не получили.
«Значит, до трагедии нам все продали и было все законно. А теперь стало по-другому. Нам сказали, что у нас нет 500 метров от забора аэропорта. Рядом коттеджный городок, там тоже нет такого расстояния, но их почему-то не трогают. А нас решили выгнать. Мы не бесплатно взяли участок и строились, мы потратили деньги. Куда нам идти, если они решат нас снести?» — возмущается Жаркын Касенов.
В ситуацию сразу вмешались областные чиновники. Они попросили не паниковать раньше времени. Там же объяснили причину отмены регистрации земельных участков.
«В настоящее время в Талгарском районном суде идет слушание по гражданскому делу в отношении ряда ответчиков по земельному участку площадью 5,8 гектаров.
Исковые требования состоят о признании их незаконными и отмене постановления акимата Талгарского района, а также признании недействительной государственной регистрации данного постановления. Речь о сносе этих домов пока не идет», — пояснил руководитель отдела правового обеспечения управления по контролю за использованием и охраной земель Алматинской области Арман Карипбаев.
Между тем расследование по делу о крушении самолета Bek Air не завершено до сих пор.
В профильном ведомстве отмечают, что отчет о результатах сейчас находится на согласовании. И в ближайшее время будут озвучены истинные причины авиакатастрофы под Алматы.
Напомним, 27 декабря 2019 года в 07.22 самолет рейсом №Z2100 авиакомпании Bek Air по направлению Алматы — Нур-Султан при взлете потерял высоту и пробил бетонное ограждение. На борту находились 93 пассажира и пять членов экипажа.
Тогда в авиакатастрофе погибло 12 человек, из них восемь — на месте происшествия, двое — при транспортировке и два взрослых пациента умерли от травм, не совместимых с жизнью.
На брифинге в СЦК 10 января заместитель премьер-министра РК Роман Скляр сообщил, что основной версией авиакатастрофы считается обледенение воздушного судна.
Все публикации о крушении самолета авиакомпании Bek Air можно посмотреть здесь.
В августе 2020 года пятеро бывших госслужащих, которые распродавали земельные участки возле аэропорта Алматы, рассказали о своих махинациях и признали вину.
Большинство обвиняется в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями. Начальники районных отделов земельных отношений и их заместители рассказали, как оформляли документы, выдавали разрешения и делили участки.
В мае 2021 года риелтора признали виновной по делу о продаже участков на месте крушения самолета Bek Air.