Мужчины акимы, министры, руководители крупных корпораций и холдингов. Так выглядит вершина иерархической лестницы не только в Казахстане, но и почти во всем мире. Особенно это заметно в странах Центральной Азии.
Что или кто мешает женщинам занимать высокие посты? Почему даже в молодежный президентский кадровый резерв из девушек попали единицы? Возможно, дело в том, что женщины меньше рвутся в политику и во власть, не хотят конкурировать с мужчинами? Или в том, что патриархальное общество не хочет принимать в свои ряды так называемый слабый пол?
Январские события всколыхнули общество, казахстанцы стали говорить о необходимости кадровых перестановок и назначении на высокие посты новых людей. Но глобальной трансформации не произошло. И у политической элиты так и не появилось «женского лица».
Читайте также: «Место женщины – в политике»: Репортаж с женского феминистского митинга в Алматы
Где и как найти новых людей для госуправления? Этот вопрос стал главным в онлайн-дискуссии, которая прошла в рамках проекта CivilKezdesu.
Председатель общественного фонда «Цифровая трансформация» Азиза Шужеева несколько лет занимается подготовкой женского кадрового резерва и продвижением политической и корпоративной трансформации.
«Мы собрали активных женщин в Школу политического лидерства, полторы тысячи человек. Все они — кандидаты в политические лидеры, которые хотят активно двигаться. Перед парламентскими выборами отправили списки всем политическим партиям. Но, к сожалению, многие не воспользовались 30-процентной квотой, чтобы рекрутировать обученных женщин. Однако этот кадровый резерв существует, и сейчас мы планируем перезагрузить школу в условиях новых реалий», — рассказала она.
Еще одна наша инициатива, которую продвигает общественный фонд, — 30-процентная представленность женщин на уровне принятия решений в корпоративном секторе. Эту инициативу президент поддержал ещё в 2020 году. Тогда Азиза Шужеева запустила корпоративную программу по обучению женщин.
«Сейчас планируем запустить программу менторинга, чтобы создать кадровый резерв женщин, которые будут управлять корпорациями. А это 70 % экономики нашей страны», — отметила Шужеева.
Мало женщин представлено и в цифровой среде, считает руководитель фонда. Поэтому и родился еще один проект — техновумен, то есть сообщество женщин в технологиях.
«Мы хотим запустить проект менторинга для продвижения женщин — цифровых офицеров, которые будут продвигать цифровую трансформацию в бизнесе, на госслужбе и дальше внедрять новые технологии. Умных квалифицированных женщин у нас много», — пояснила она.
По данным Азизы Шужеевой, в РК среди обладателей степени PhD 54 % имеют женщины, степень магистра — 58 %, в сфере малого и среднего бизнеса задействовано более 45 %.
Кадровый потенциал в Казахстане очень большой. Чтобы его правильно использовать, нужно создать социальные лифты для продвижения женщин на уровень принятия решений, считает председатель общественного фонда «Цифровая трансформация».