Конституционные изменения, происходящие в нашей стране, могут осуществляться с целью изменения распределения политической власти, с надеждой на то, что конституция будет более демократичной, с лучшей системой сдержек и противовесов и более чутко реагирующей на пожелания гражданского общества. Основное назначение реформ – это в первую очередь облегчение жизни гражданам нашей страны посредством конституционных поправок, чтобы они сказались на повседневной жизни. Если обратиться к конституции, то самым важным в ней является соблюдение прав человека. Об этом корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказал д.ю.н., профессор, директор экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов.
«Что же дают изменения в закон? Они дают право обращаться в недавно созданный уполномоченный по правам человека конституционный институт, который призван защищать права граждан. Этот момент, когда двум правозащитным институтам дали возможность обращаться в другой правозащитный конституционный институт. Получается, что гражданин может обратиться в прокуратуру, с целью проверок, если его права ущемляются. А к уполномоченным по правам человека можно обращаться по широкому кругу вопросов. И они могут сформулировать, проверить и отправить в конституционный суд с тем, чтобы тот дал толкование той или иной нормы. Тем самым создание конституционного суда служит охране норм конституции. Вот это все, что делается и вписывается в доктрину нашего президента, которая провозглашает построение справедливого общества и эффективного государства», — сказал доктор юридических наук.
Поэтому выборная система реализует конституционные права человека избираться. Когда нормой является выборность акимов, идет политическая нейтральность президента и много разных новшеств, которые нашли свое отражение в 33 поправках в Конституции, то можно сказать одно: не нужно менять Конституцию, нужно просто ее соблюдать.
«Текст Конституции взят с пакта о международных гражданских нормах и политических правах. В 90-х годах у нас в стране было мало специалистов по общей теории прав человека, и поэтому наш документ был попросту переписан с международного пакта. В Конституции, датированной 1995 годом, не было нормы права на свободу от нищеты. Но и этому есть объяснение. Так как это были голодные годы, когда люди, имеющие высшие образования, стояли на рынках, занимаясь торговлей привозными товарами. То есть нищета была кругом. Подытоживая сказанное, хотел добавить, что конституционный блок не самый основной, он включает в себя раздел по правам человека и общие положения. А основной вопрос идет в системе разделения властей и компетенциях между ветвями властей. И эти вопросы тоже затрагивает глава государства», — продолжил спикер.
Если говорить о передаче полномочий парламенту, законодательной ветви власти, то есть представителям, избираемым народом. Теперь это могут быть и сами граждане. На самом деле, такая конституционная норма до этого момента реализовывалась не так эффективно. Конституционная норма о том, что каждый имеет право избираться, не всегда выполнялась.
«В данное время усиливается судебная власть. Государство заинтересовано, чтобы искоренить коррупцию. Президент в своем послании пишет о том, чтобы осуществлялся прозрачный отбор, чтобы движение каждого судьи могли видеть граждане. До настоящего времени судебная деятельность была закрытой. Президент призывает к прозрачности деятельности судов. Конституционные институты плюс избираемость акимов, которая является косвенной системой выборов, когда в маслихатах путем тайного голосования они избираются из числа нескольких претендентов. Я поддерживаю быстрейший проход конституционных реформ по одной простой причине, Я хотел бы, чтобы все начали работать уже по новому механизму. Чтобы избрался новый парламент, чтобы заработал конституционный суд без долгих обсуждений», — сказал собеседник.
Конституционный совет вынес важное решение о конституционности проекта поправок в Конституцию.
«В обществе заинтересованно и конструктивно идет обсуждение инициированной Главой государства конституционной реформы. И в ходе обсуждения общественность поддержала практически все пункты конституционной реформы, в том числе поправки об исключении из Конституции отдельных норм, касающихся первого президента Республики Казахстан. Это норма о праве первого президента избираться более двух раз подряд и норма о том, что его статус и полномочия определяются Конституцией и конституционным законом. Вместе с тем, в обществе очень серьёзную полемику вызвало сохранение в 91 статье нормы о неизменности статуса первого президента как основателя независимого Казахстана», — продолжил спикер.
Поэтому некоторые члены рабочей группы, которая разработала проект поправок в Конституцию, направили Главе государства предложение об исключении упоминания исторической роли первого президента из Основного закона, так она не несет никакой правовой нагрузки. Сам этот исторический факт не требует особого юридического закрепления. С учётом мнения членов рабочей группы, в Конституционный совет было направлено дополнительное обращение.
По результатам итогового заседания Конституционный совет вынес решение о конституционности проекта поправок в Конституцию.
Таким образом, согласно проекту поправок, из Конституции полностью исключаются все нормы о первом президенте, его статусе и полномочиях.
Это еще раз демонстрирует демократическую направленность проводимой конституционной реформы. Глава государства вновь подтвердил не на словах, а на деле свою твердую приверженность принципам «Слышащего государства».
Спикер также отметил, что в Конституции уже есть основной базис.
«Если вспомнить статью 12, части первой Конституции, то в ней говорится, что «права и свободы даются человеку от рождения». Эта теория, по которой права человека даются ему от рождения, называется естественной концепцией прав человека. Что она означает? С того момента как родился человек, у него есть права. Но с окончанием жизни его права тоже заканчиваются. Казахстан заложил свою конституцию. Он не закладывал туда мусульманские доктрины или гибридные конституции. Разработчики заложили в статью 12 естественную концепцию прав человека. То есть права человеку даются от рождения, являются абсолютными и неотчуждаемыми и они же права и свободы определяют содержание. То есть депутат должен принимать решения всегда с учетом прав человека, и, применяя законы, так же должен ориентироваться на это. Но эту часть статьи 12 иногда незаслуженно забывают. Но эта доктрина провозглашает такие принципы как принцип равенства и справедливости. Поэтому разработки 2017 года, где упоминается термин «елбасы», что в переводе означает «вождь» не преемлются, так же как и в конституциях других демократических государств. То есть не должно быть никакого разделения между людьми. А это значит, что в данный момент наша конституция приведена в соответствие с международными стандартами», — резюмировал директор экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов.