В Мангистауской области подвижные пески засыпали окраины сел Жарма, Сауыскан и Сазды, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Atameken Business.
Местные жители остались с экопроблемой один на один. Люди тратят сотни тысяч тенге из своего кармана на уборку последствий стихии. Но этого недостаточно, спустя буквально неделю дворы домов вновь засыпает. А между тем, госпроекты, направленные на решение ситуации, приостановлены.
Впервые движения барханов в этом регионе были замечены после засухи в 1996 году. В поселке Жарма, в котором некогда насчитывалось более 200 домов, сейчас осталось всего 20 семей.
«Каждый раз назначенные акимы приезжают в наше село. Сейчас почти август. Ситуация не меняется. Государство, вроде, выделяет деньги, но мы остались без внимания», —говорит житель поселка Жарма Игелик Отесинов.
Жители самостоятельно высадили саксаулы, ограждая поселок от движущихся песков, но собственными усилиями засадить саженцы по периметру села практически невозможно.
«Регулярно нанимаем КамАЗы, чтобы очистить дворы, через неделю песок снова наступает. Почти каждый год перестраиваем сараи, но постройки уходят под землю», — рассказывает житель Жарма Бахытжан Бимагамбетов.
Погребенными остались колодцы и сараи. Многие животноводы были вынуждены отказаться от хозяйства и переехать. Ведь и с водой теперь появились проблемы.
В 2018 году специалисты мангистауского ботанического сада провели исследование зыбучих песков и посчитали затраты. Разработали шестилетний план. 134 га должны были засадить специальными растениями. Часть посадили, но госпроект приостановили два года назад.
«Общая сумма вышла на 422 миллиона тенге. В 2019 и 2020 годах подавали бюджетные заявки, но, к сожалению, нас не поддержали. В 2022 году нам выделили 68 миллионов тенге, мы объявили конкурс», — прокомментировал руководитель отдела управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Ербол Денов.
Конкурс проводили четыре раза, но тендер так и не состоялся. Эта сумма не заинтересовала участников госзакупок, и конкурс признали несостоявшимся.