С 1 октября 2021 года в РК действует порядок урегулирования просроченной задолженности казахстанцев, испытывающих затруднения в погашении кредита. Он распространяется на все кредитные организации – банки и МФО, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на fingramota.kz.
Как работает этот механизм, kapital.kz рассказал директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев.
Он напомнил, что в мае прошлого года президент подписал закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской, микрофинансовой и коллекторской деятельности в стране». Тогда были приняты некоторые поправки в части введения единого порядка урегулирования банками и микрофинансовыми организациями просроченной задолженности заемщиков – физлиц. Ранее кредитные организации рассматривали заявления граждан по реструктуризации просроченных займов от 6 и более месяцев. И в финрегулятор поступало много обращений от заемщиков по данному вопросу. В связи с чем агентство инициировало поправки в законодательство, направленные на защиту прав заемщиков. Закон был принят в мае, но единый правовой механизм урегулирования просроченной задолженности начал действовать с 1 октября 2021 года.
«Таким образом, граждане, имеющие просрочку, могут решить вопросы по реструктуризации своих кредитов или микрозаймов напрямую с кредиторами, которые обязаны рассматривать их заявления в установленные законодательством сроки», − пояснил он.
Согласно информации, предоставленной в агентство банками второго уровня, на сегодняшний день за изменением условий заключенных договоров банковского займа обратилось порядка 296 тыс заемщиков. Кредиторами одобрены изменения в условия договора банковского займа 73% обратившихся, или более 216,7 тыс заемщикам.
Из числа рассмотренных микрофинансовыми организациями заявлений 145,9 тыс заемщикам, это около 75% от общего числа обратившихся, предоставлены изменения в условия заключенных договоров о предоставлении микрокредита.
Следом у него спросили, заемщики должны сами обратиться в банк или МФО, если у него возникли проблемы с погашением задолженности, или кредитор должен сообщить о просрочке.
На что Александр Терентьев ответил, что, в соответствии с законодательными требованиями, кредитор обязан уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении кредитные организации информируют граждан о том, что необходимо внести платежи по кредиту и погасить просроченную задолженность, указав ее размер, иначе это грозит неприятными для заемщика последствиями, а также о том, что можно обратиться к кредитору по вопросу реструктуризации.
В свою очередь, заемщики, у которых возникла просрочка, должны в течение 30 дней с даты ее наступления обратиться с заявлением в кредитную организацию для реструктуризации займов.
«Ни в коем случае нельзя скрываться от кредитора! Положительный выход из ситуации в интересах не только заемщика, но и кредитной организации. Поэтому чем раньше будут приняты меры по урегулированию, тем скорее будет найден взаимоприемлемый вариант погашения задолженности», − разъяснил директор департамента.
Так, заявление заемщика подлежит обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению банком и МФО. В своем заявлении должнику необходимо указать, в связи с чем возникла просрочка, предложить свои варианты возможной реструктуризации и предоставить подтверждающие документы, свидетельствующие о снижении доходов и невозможности оплачивать по своим обязательствам.
Он уточнил, что именно заемщик должен предоставить кредитору информацию о своем финансовом и социальном положении, документально подтвердить факт снижения либо отсутствия доходов, что не позволяет ему исполнять в полном объеме свои обязательства. Непредоставление запрашиваемых документов является основанием для оставления заявления заемщика без рассмотрения.
Также Терентьев ответил на вопрос о сроках рассмотрения. По его словам, кредитор рассматривает заявление только после получения полного пакета документов от заемщика. Он также учитывает такие факторы, как платежеспособность, социальное положение заемщика, единственность залогового жилья, добросовестное исполнение обязательств по займу. И в течение 15 календарных дней должен предоставить ответ. Банк или МФО могут дать согласие, принимая предложенные заемщиком изменения в условия договора банковского займа/микрокредита, предоставить свои предложения по изменению условий договора банковского займа/микрокредита или отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.
Какие изменения в условия договора могут предложить заемщики и кредиторы, спросили у главы департамента.
Так, условия реструктуризации, предложенные заемщиком или кредитором, могут быть в виде:
«К примеру, это просроченный основной долг, вознаграждение, неустойка и иные виды платежей и комиссий. Еще одно из предложений – это самостоятельная реализация недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, или предоставление отступного путем передачи залогового имущества кредитору, реализация недвижимого имущества с передачей обязательства покупателю», − объяснил он.
Законодательством предусмотрено в том числе прощение просроченного основного долга или вознаграждения, отмена неустойки (штрафа, пени), комиссий и иных платежей, связанных с обслуживанием банковского займа. Однако это кардинальная мера, которая применяется кредитными организациями в исключительных случаях, когда имеется достоверное подтверждение отсутствия у заемщика доходов для погашения займов. Данное решение принимается банками и МФО самостоятельно, без вмешательства финрегулятора, в индивидуальном порядке, исходя из сложившейся жизненной ситуации и финансового положения заемщика.
Терентьев добавил, что внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения банком или МФО.
Также у него спросили, что делать, если кредитор предложил одни изменения, но заемщик с ним не согласен или наоборот.
«Если заемщику не удалось достичь согласия с кредитором по условиям реструктуризации займа, он вправе обратиться в агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. При этом заемщик обязательно должен предоставить подтверждение своего обращения в банк или МФО и недостижения взаимоприемлемого решения. Также заемщики для урегулирования разногласий, возникающих из договора ипотечного займа, могут обратиться к банковскому омбудсмену в соответствии с законом о банках», − сказал спикер.
Агентство на основании обращения заявителя в рамках своих полномочий инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку действий кредитной организации касательно всестороннего рассмотрения вопроса и принятого решения кредитором. В этот период кредитор не вправе начинать процедуры взыскания заложенного имущества должников, относящихся к социально уязвимым слоям населения (СУСН). К СУСН относятся ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, ветераны боевых действий, инвалиды 1-й и 2-й групп, семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов, лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, пенсионеры по возрасту, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, кандасы, лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, многодетные матери и многодетные семьи, семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы.
В 2021 году агентством совместно с акиматом Алматы, банковским омбудсменом, банками и общественными объединениями подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве. В соответствии с условиями меморандума, в период урегулирования проблемной задолженности банки приостанавливают подачу судебных исков, обращение к нотариусу для совершения исполнительной надписи по взысканию задолженности, а также реализацию единственного жилища граждан, относящихся к СУСН, включая принятого на баланс банка, и выселение заемщиков из жилья, в том числе бывших собственников этого имущества, находящегося на балансе банка. В настоящее время проводится работа по внесению изменений в меморандум в части распространения его действия и на малоимущих заемщиков, получающих адресную социальную помощь, а также продлению срока до 1 октября 2023 года.
Что будет, если заемщик не обратится в кредитную организацию, спросили у Александра Терентьева.
«В этом случае кредитор вправе применить меры в отношении неплатежеспособного заемщика. К примеру, снять средства со счета должника в счет погашения займа, за исключением спецсчетов, или передать задолженность на досудебные взыскание и урегулирование коллекторскому агентству, уступить права требования третьим лицам. Передача задолженности на досудебное взыскание и урегулирование коллекторскому агентству допускается при наличии в договоре займа права кредитной организации на привлечение коллекторского агентства при допущении заемщиком просрочки исполнения обязательств по договору займа. Кроме этого, кредиторы могут обратиться в суд для принудительного взыскания. При этом суд будет учитывать все обстоятельства, в том числе были ли предприняты все меры по урегулированию задолженности кредитором и заемщиком», − ответил он.
В заключение директор департамента сказал, что в апреле между агентством и верховным судом РК был подписан меморандум о взаимном сотрудничестве. Он направлен на разрешение споров, связанных с досудебным, внесудебным урегулированием. В случае ненадлежащего исполнения данного порядка суды возвращают дела без рассмотрения. Таким образом, не только агентством, но и судами уделяется огромное внимание соблюдению кредитными организациями единого порядка по урегулированию просроченной задолженности граждан.
Читайте также: Почему казахстанцам спишут микрокредиты и кто за них заплатит
Ранее сообщалось, что казахстанские микрофинансовые организации простят займы 28 тыс должников на 600 млн тенге.