понедельник, 20 мая 2024 г.
icon
443.44
icon
480.51
icon
4.88
Алматы:
icon
12oC
Астана:
icon
11oC
1xadv
×

«Принципы, как в аэронавигации»: будущих офицеров Казахстана обучают военной топографии

Военное ремесло тесно переплетается с наукой и теоретическими знаниями. К примеру, чтобы уметь ориентироваться в незнакомой местности и без труда прочесть карты, военнослужащим не обойтись без знания основ военной топографии. Это дисциплина не только о точных расчетах, но и об азарте поиска в достижении желаемой цели, когда ориентиром служат десятки мельчайших деталей. Как будущих казахстанских офицеров обучают этому мастерству, рассказал преподаватель военной топографии, полковник Александр Ладыгин, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото Министерства обороны РК
Фото Министерства обороны РК

Александр Ладыгин окончил Алматинское высшее общевойсковое училище. Много лет проходил службу на различных должностях. Более 10 лет преподает Военно-инженерного института радиоэлектроники и связи в Алматы.

«Основная цель дисциплины — научить курсантов работать с топографическими картами, чтобы они могли, взяв в руки картинку, где нанесены элементы местности, могли «прочесть» ее, посмотреть, что представляет собой территория, что на ней находится, и как это будет влиять на поставленные перед ним задачи. На карту нанесено все, что находится на данной местности на момент съемки. К примеру, возьмем карту Алматинской области — в сторону Капшагая и дальше на запад протекает река Или. По карте мы можем определить характер местности, увидеть, какой грунт, есть ли сопки, кустарники, камни, где можно пройти пешком, а где — проехать на технике. Если есть река, посмотреть ее характеристики, есть ли возможность преодолеть ее вброд или вплавь, а также наличие мостов», — рассказал Александр Ладыгин.

Иными словами, карта — это картинка земной поверхности, перенесенная на плоский формат, и по ней можно понять особенности рельефа местности.

«Ориентироваться на местности мы можем двумя способами — по карте и без нее. Первый — самый легкий. В первую очередь, по сторонам горизонта. Также используем компас, но если его нет, мы обучаем курсантов ориентироваться на местности по признакам местных предметов. Что это значит? Здесь учитывается время года, и то, что нас окружает. К примеру, если это лес, мы можем определить примерные направления на стороны горизонта по стволам деревьев, толщине древесной коры, густоте растущих веток. Если летом — по годовым кольцам на пнях, муравейникам. Очень важны детали», — пояснил полковник.

По его словам, курсантов обучают основам военной топографии, которые понадобятся им в будущей профессиональной деятельности.

«В слишком детальные подробности не вдаемся, потому что это не профессиональная топографическая служба. Основное, для чего мы готовим курсантов — это тактика. Она прямую сопряжена с топографией по одной простой причине: для принятия решения командир изучает карту, обстановку. Если командир не умеет читать карту, он может, к примеру, посадить танковый батальон в болото и техника увязнет в топях. Еще один важный момент — антенну нужно направлять по азимуту, чтобы была связь. Этому мы тоже обучаем. В целом, принципы такие, как и в аэронавигации», — отметил Александр Ладыгин.

Мы поинтересовались: как в эпоху развития интернета совершенствуются топографические карты?

«Топосъемка производится еще с советского времени. Мы знаем, что более устойчивый у нас — это рельеф. Как правило, отталкиваются от более устойчивых элементов — города, поселков и так далее. Сегодня на помощь картографической службе пришли современные технологии — спутники. Благодаря этому все оцифровывается очень быстро, проводится съемка с космического спутника. Так, с помощью спутника проводятся съемки территории, специалисты сравнивают снимки с существующей картиной. Если есть изменения, они вносятся, и карты переиздаются», — пояснил преподаватель военной топографии.

Будущие офицеры изучают не только чертежи, схемы, карты — то есть знакомятся с теорией, но и проверяют полученные знания на практике, выезжая на обследование местности.

«Мы выезжаем на поле за Капшагай, местность подходит для обучения — хороший рельеф. С одной стороны, горы, как они изображены на карте, и на картинках, с другой стороны — холмистая степь. У курсантов есть возможность увидеть все это вживую», — рассказал он.

Курсанты выполняют практические задания: составляют расчеты и, руководствуясь ими, движутся к цели — без подсказок.

«Самый интересный момент происходит, когда курсанты подходят к финишу. Если они все правильно рассчитали, то видят эту контрольную точку и очень радуются, несмотря на то, что прошли 7-8 километров в поисках цели. Понимание, что они прошли верный путь, вызывает у них эмоции и радость. Так происходит, потому что курсанты хорошо усвоили теорию на занятиях. В итоге они все успевают, выполняют норматив, если кто-то устает, помогают друг другу, выручают», — поделился Александр Ладыгин.

Мы также спросили: «Как действовать человеку, если он заблудился?».

«Самое опасное в таких ситуациях, когда человек начинает ходить по кругу или уходит в сторону. Если человек заблудился, нужно двигаться в прямом направлении. Важно не паниковать, запомнить, в каком направлении вы пошли. Если полдень — солнце на юге, после полудня оно начинает двигаться к западу. Если солнце на западе — наступил закат. Когда я обучался в Национальном университете обороны, мы с супругой ездили в Щучинск. горы. Вышли на прогулку в лес и не заметили, как забрели вглубь его. Связь не ловила, телефоны не работали. Мы пошли прямо и в итоге вышли к озеру, к людному месту», — рассказал Александр Ладыгин.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0