четверг, 28 марта 2024 г.
icon
449.58
icon
486.94
icon
4.86
Алматы:
icon
24oC
Астана:
icon
4oC
1xadv
×

«Бескрайние морские просторы и мощь огромных волн»: ветеран Военно-морских сил Казахстана рассказал о службе на флоте

2 апреля 2023 года Военно-морским силам Казахстана исполнится 30 лет. О романтике морской профессии написано много книг и снято фильмов. Но служба на флоте – это не только безбрежные морские горизонты и живописные закаты, но еще и дисциплина, вахты, строгий распорядок дня, штормы и испытания. О том, каково это – 34 года жизни посвятить флоту, в 17 лет отправиться поступать в Военно-морское училище, мы поговорили с ветераном Военно-морских сил Казахстана, капитаном 1 ранга Маратом Жанаевым, передает ИА «NewTimes.kz».

Из личного архива Марата Жанаева
Из личного архива Марата Жанаева

Мечта детства

С детских лет я хотел служить на флоте. Это была моя мечта. Смотрел фильмы, читал книги, увлекался историей, очень любил все, что связано с морем. Я учился в обычной школе города Челябинска, занимался дополнительно по математике и физике. Активно занимался спортом, ходил на плавание, дзюдо. Тогда секции были в шаговой доступности, многие мои сверстники посвящали свое свободное время спортивным увлечениям.

После окончания школы в 16 лет сдал документы в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А.С. Попова в городе Ленинграде, сдал все экзамены и поступил. В большинстве своем преподаватели были из числа действующих военных с учеными степенями, а также в запасе или отставке. Гражданские преподаватели обучали таким дисциплинам, как высшая математика, физика, психология. Специальность была сложная — «Автоматизированные системы управления». Вначале было трудно, у ребят-сокурсников из Москвы, Ленинграда, Киева чувствовалась очень хорошая подготовка. Уже к концу первого курса мы сравнялись по уровню знаний. Специальности по тем временам считались революционными, спрос на таких специалистов был огромный. Все учились хорошо, старались, успеваемость была отличная.

Наше училище было единственным в своем роде среди военно-морских учебных заведений СССР. В стране тогда насчитывалось 11 вузов и один из них готовил специалистов радиоэлектроники и АСУ. Мне все нравилось, — форма, корабельный устав, тонкости службы.

Каждый год для мы проходили практику или стажировку. На первом курсе в нас отправили на Северный флот, практика проходила на легком крейсере «Александр Невский». Мы пробыли там почти месяц: изучали организацию корабельной службы, технические средства. Также у нас была практика на учебных катерах: мы отрабатывали элементы по управлению судном и морской практики. Одним словом, нас постепенно погружали в эту атмосферу. В Финском заливе отрабатывали простейшие задачи — как правильно пришвартоваться, принимать грузы, нести вахту и наряды на корабле.

В 18 лет впервые увидел океан

В конце второго курса мы отправились в дальний поход на учебном корабле «Смольный» в Бискайский залив. На этом судне прошли более 5 тысяч морских миль. Нас учили нести штурманские вахты, отрабатывать навыки кораблевождения, решали задачи мореходной астрономии. На обратном пути мы зашли в Германскую Демократическую Республику, где побыли несколько дней и вернулись в Кронштадт. В дальних походах есть свои трудности. Попадали иногда и в штормовые условия. Ребята, подверженные морской болезни, все испытания выносили мужественно. Впечатления от океана — бесконечные просторы, мощь огромных волн. Экипаж корабля наедине со стихией. Это завораживает.

Ритм жизни на корабле

Принцип службы — вахтовый. Распорядок дня строгий: все расписано по часам и минутам. Когда корабль на ходу — времени мало личные вопросы, потому что несешь вахты. Время проходит очень быстро. Когда останавливались на якорных стоянках, можно было выйти на палубу, подышать морским воздухом, полюбоваться тем, что вокруг, а потом — опять на вахту.

На старших курсах практика была уже серьезнее. Мы исполняли обязанности инженеров, командиров групп. Служба под водой На пятом курсе нас с ребятами ждала стажировка два месяца на Северном флоте, но уже на подводной лодке. С непривычки некоторых пугает замкнутое пространство, но потом все становится привычным. Спускаешься через рубочный люк по вертикальному трапу и оказываешься в прочном корпусе подводной лодки. Иногда чувствуешь перепады давления, но не сильно. Там поддерживается нормальное атмосферное давление, необходимый микроклимат. Некоторые в шутку говорили: «На подводной лодке, как в автобусе».

Переезд в Казахстан

После учебы меня направили на службу на Северный флот. Это был 1992-й год. В то время мои родители уже жили в Алматы, все родственники переехали в Казахстан. Я обратился с ходатайством к командованию, чтобы меня перевели в Вооруженные Силы Республики Казахстан. Спустя какое-то время перевод состоялся, и я прибыл в распоряжение Министра обороны РК. В стране тогда еще не были сформированы Военно-морские силы. Мне предложили служить в Военно-воздушных силах. Затем служил в СВО ВС РК на различных должностях, в том числе старшим преподавателем в Военно-инженерном институте радиоэлектроники и связи.

Всячески пытался вернуться к морской службе, но из-за дефицита кадров меня не отпускали. Я написал не один рапорт и все же дождался своего часа. В 2006 году я убыл в Актау. Позже в Турции участвовал в приемке трех малых сторожевых кораблей южнокорейского производства и совершил переход в порт Актау. В дальнейшем малых сторожевых кораблей вошли в состав Военно-морских сил ВС РК. Участвовать в создании нового вида Вооруженных Сил было интересно. Постепенно набирали экипажи, приобретали корабли. Как говорится, практические навыки отрабатывали «уже на железе».

Параллельно в Казахстане создавалась нормативно-правовая база, документация для организации корабельной службы. Все собиралось по крупицам, адаптировалось под наши реалии. Такая работа занимает десятилетия — это показывает опыт других стран, имеющих флот. В Казахстан приезжали морские офицеры из разных стран, делились опытом. Наши специалисты выезжали для изучения морского дела за рубеж, посещали выставки, обменивались мнениями с коллегами из Франции, Турции, России и т.д. Наши офицеры поступали в военно-морские академии России, Турции, США, Южной Кореи и Германии и возвращались домой с ценными знаниями. Также были организованы курсовые подготовки за рубежом в рамках обмена опытом.

За прошедшие 30 лет в Казахстане сформировался костяк Военно-морских сил. Безопасность на корабле Военно-морские силы — это целый организм, который немыслим без подготовленных кадров, боевой техники, правильного технического обслуживания и прочее. Эта служба имеет свои особенности, так как корабль постоянно соприкасается с морем, если он и пришвартован к пирсу, на судне все равно находится вахта, люди продолжают нести службу, следят за состоянием корабля.

Корабль нужно охранять и оборонять, всегда быть начеку, строго соблюдать правила безопасности. Это большая ответственность. От каждого члена экипажа зависит жизнь человека и безопасность всего корабля в целом. Обеспечение кораблей — это тоже целый комплекс задач, куда входит обеспечение электричества, подвоз ГСМ, питание личного состава, борьба с водой и пожарами и многое другое.

Популярна ли сегодня служба на флоте?

В каждом призыве есть набор в Военно-морские силы — в корабельный состав и морскую пехоту. Матросы служат с удовольствием. Когда приезжают домой, наперебой рассказывают о том, как было интересно. Некоторые родители узнают, с какого военкомата будет проходить набор, прописывают детей в том городе, чтобы они попали на морскую службу. Мои родственники тоже говорят: «Хотим, чтобы сын пошел на военно-морскую службу». Требования для службы на флоте стандартные, каких-то особенных нет. Кто-то из ребят остается служить по контракту, кто-то поступает на учебу дальше в специализированные учебные заведения.

Перспективы есть. Если военнослужащий останется по контракту, через какое-то время он может подать рапорт на поступление в ВУЗ в Казахстане. Потом ребята могут уехать на учебу за границу, чтобы повышать знания в военно-морских учебных заведениях. Дорога открыта, если есть стремление, можно дослужиться и до адмирала. Барьеров нет, главное — знания, умения и навыки, не давать себе расслабиться. Интересно, что я получил звание капитана 1 ранга 31 декабря 2011 года приказом Министра обороны. Такой вот новогодний подарок.

Флот — это традиции

Военные моряки очень дружные. Мы проводим семейные праздники, поддерживаем друг друга. Что касается традиций, то флот в этом плане консервативен. Это, прежде всего, вопросы корабельной службы, меры безопасности. В высших учебных заведениях курсанты изучают кораблевождение. Это сложная наука, но ее можно осилить, если быть внимательным, иметь основные знания по математике. Карандаш, транспортир, линейка, морская навигационная карта, секстан (измерительный инструмент, используемый для определения географических координат точки), пеленгатор (угломерный инструмент, употребляемый на кораблях) — все это никуда не уйдет. Их не заменят электронные навигаторы.

Например, когда все электронные средства могут отказать, останутся только твои умения и навыки, тогда сможешь управлять кораблем, проложить правильный курс, приведя его в назначенное место, в срок и без аварий.

Романтика морской службы

Мы поинтересовались у собеседника, есть ли что-то общее между образами моряков из художественных книг и приключенческих фильмов и современными военными, служащими на корабле?

«Есть такое понятие, как романтика морских будней. На суше моряки тоскуют по морю, и окрыляются, когда выходят в плавание. Сразу поднимается настроение, ради этих счастливых минут подготовки экипажи ведут большую подготовку. На корабельной службе человека ждет несение вахты, рутина, как и везде. Когда есть свободная минутка, оглядываешься вокруг, и понимаешь, ты — на корабле, он идет полным ходом, развевается флаг. Впереди — безбрежное морское пространство. Эта картина никого не оставит равнодушным», — рассказал Марат Жанаев.

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0