четверг, 21 ноября 2024 г.
icon
495.2
icon
522.34
icon
4.94
Алматы:
icon
5oC
Астана:
icon
-0oC
×

Более 107 тыс казахстанцев неизлечимо больны и могут умереть в агонии

Ежегодно в середине октября медики и социальные работники проводят Всемирный день хосписа и паллиативной помощи. В этот день медицинские сообщества акцентируют внимание на проблемах ухода и поддержки тех, кого невозможно вылечить. Во всем мире паллиативная помощь является одной из самых неудовлетворенных потребностей общества. По подсчетам экспертов Всемирного банка, лишь 12% людей, нуждающихся в паллиативе, получают такую поддержку в конце жизни. Около 18 млн человек в мире умирает в муках без адекватного обезболивания и помощи, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Ranking.kz.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Казахстан — не исключение. Для нашей страны характерны те же проблемы, с которыми сталкиваются другие развивающиеся страны: недостаток финансирования, нехватка персонала. В РК более 107,4 тыс человек нуждаются в паллиативной помощи. Это не так уж и мало — 0,5% населения страны. Судя по выводам депутатской группы мажилиса парламента, в РК нет четкой политики обезболивания, «в результате чего подавляющее большинство пациентов не могут контролировать боль и умирают в агонии».

Одно из основных направлений паллиатива — поддержка онкобольных в терминальной стадии. Однако онкологические заболевания далеко не единственная группа болезней, которые приводят человека к тяжелому последнему периоду жизни. Судя по статистике Казахстанской ассоциации паллиативной помощи (КАПП), онкобольные составляют лишь 41% от общей численности паллиативных пациентов. 14% умирающих — люди после инсультов или других заболеваний с нарушением мозгового кровообращения, 12% находятся в тяжелом положении из-за болезней легких, 9% всех паллиативных больных страдают психическими расстройствами.

Именно болезни системы кровообращения в Казахстане занимают первое место в структуре смертности. В первом полугодии нынешнего года доля умерших из-за инфарктов и инсультов составила 22,8%, или 14,5 тыс человек. Удельный вес умерших из-за онкологических болезней значительно меньше — 10,5%. Стоит признать, что численность умерших раковых больных в этом и в прошлом году уменьшалась. В 2022-м смертность от онкозаболеваний составляла 13,8 тыс случаев (минус 3,7%), в январе–июне умерло уже 6,7 тыс человек (минус 0,6% к аналогичному периоду прошлого года).

Больше всего смертей от рака в первом полугодии было зафиксировано в Алматы (759), Карагандинской (513) и Туркестанской (447) областях. На первом месте по смертности — рак легких. По данным экспертов АО «КазНИИ онкологии и радиологии», ежедневно в Казахстане от этой болезни умирают 6-7 человек.

Паллиативная помощь делится на больничную и надомную. Хосписов, частных и государственных, в Казахстане всего 30. Всего же вместе с отделениями паллиативной помощи при больницах насчитывается 218 таких медучреждений, где оказывают помощь умирающим. Состояние хосписов в нашей стране оставляет желать лучшего. Например, в Алматы давно требуется построить новое здание хосписа. Еще три года назад была подготовлена проектно-сметная документация. За это время деньги на строительство не выделили, теперь срок ПСД истек, и вновь нужны средства на разработку проекта.

По мнению председателя КАПП Гульнары Кунировой, высказанному ею в СМИ, инфраструктура существующих хосписов действительно не выдерживает никакой критики. Многие здания не приспособлены для таких отделений, в них нет лифтов, индивидуальных санузлов и так далее. Ежегодно требуется обновлять весь специализированный инвентарь: инвалидные кресла, функциональные кровати, ходунки, каталки для купания. Однако регулярно покупать новое хосписы не могут — установленный тариф на паллиативную помощь слишком низкий. В текущем году он составляет 11,9 тыс тенге на человека, госпитализированного в больницу, и 7,6 тыс — при надомном медицинском обслуживании.

Ежегодно и депутаты, и члены профильной ассоциации пишут письма в правительство с просьбой обратить внимание на паллиативных пациентов, которым можно помочь дожить последние дни, месяцы, годы без мучений. Не всегда государственной поддержки достаточно. Поэтому подключаются волонтерские, благотворительные организации. Например, фонд Birgemiz собирает пожертвования для алматинских мобильных бригад паллиативной помощи. Деньги нужны на покупку противопролежневых матрасов, кислородных концентраторов, ходунков, инвалидных кресел, складных ванн для паллиативных пациентов с последней стадией рака, которые остаются умирать дома.

Семьи таких пациентов, как правило, сталкиваются со многими материальными проблемами. Помимо того что для ухода за тяжелобольными близкими им необходимы дорогостоящие приспособления (вроде функциональной кровати или инвалидного кресла), они не могут регулярно и без проблем получать в поликлиниках обезболивающие препараты. Есть несогласованность между службами первичной медико-санитарной помощи и онкоцентрами. Специалисты городского центра паллиативной помощи Алматы отмечают, что в поликлиниках до сих пор встречаются нарушения приказов об обороте обезболивающих лекарств, содержащих наркотические вещества. В частности, создаются искусственные преграды для родственников пациентов, приходящих за рецептами в поликлиники. С них незаконно требуют дополнительные талоны из онкоцентра, рекомендации от онколога, разрешения на выписку опиоидных препаратов. Несмотря на то что восемь лет назад в Казахстане отменили требования о сдаче пустых ампул и блистеров от обезболивающих, врачи поликлиник продолжают требовать от родственников отчетов взамен новых лекарств. Эксперты признают: среди казахстанских медиков существует опиодофобия (создание искусственных барьеров в получении наркотических обезболивающих паллиативными больными). Это связано с высокими требованиями по обороту, хранению и выдаче лекарств, содержащих наркотические вещества.

Еще одна системная проблема паллиативной службы в Казахстане — дефицит кадров в этом направлении поддерживающей медицины. Во-первых, в медицинских вузах нашей страны не готовят врачей и медсестер, которые бы специализировались исключительно на паллиативной помощи. Во-вторых, у таких специалистов невысокая зарплата и серьезные риски профессионального выгорания.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0