Екатерина Дерунова — учитель русского языка и литературы школы № 2 Железинского района Павлодарской области. Она основала детский книжный клуб «451 градус KZ», где дети читают и обсуждают книги казахстанских писателей, запустила альманах для детей «Алое перо», а во время пандемии под его эгидой провела международный конкурс среди юных писателей. В свободное время Екатерина Дерунова ведет авторский Telegram-канал под названием «Кот ученый» — делится полезными лайфхаками с коллегами. В интервью ИА «NewTimes.kz» педагог рассказала, какими книгами интересуется поколение визуалов, почему литература — это всегда история про надежду и как сделать, чтобы работа учителя не превратилась в скучную рутину.
— Почему вы решили выбрать эту профессию? Есть ли в вашей семье педагоги?
— Моя мама и младшая сестра — учителя математики. Но, честно говоря, в юности я не планировала становиться педагогом. Просто в школе моими любимыми предметами были русский язык и литература, и я хотела связать с ними будущую профессию. Поэтому сначала собиралась поступать на факультет журналистики, но потом почему-то решила, что для работы журналиста мне не хватает некоторых личных качеств, напористости, что ли.
В итоге я поступила я на филфак и хотела заниматься наукой, но сестра отговорила. Боялась, что стану «синим чулком» и никогда не выйду замуж. Так я оказалась в школе. К слову, мечта заняться наукой все же исполнилась. В прошлом году я окончила магистратуру и сейчас учусь в докторантуре.
Нескучная «дистанционка»
— Как пришла идея основать детский книжный клуб?
— Эта идея возникла во время пандемии, когда все дети обучались дистанционно. Хотелось привлечь их к какой-то интересной и полезной активности. К тому же 2021 год был объявлен Годом поддержки детского и юношеского чтения в Казахстане. Наши отечественные писатели создают немало интересных детских и молодежных книг, комиксов, однако не так много современных школьников с ними знакомо. Хотелось исправить эту несправедливость. Так и появился книжный клуб «451 градус KZ», главной целью которого стала популяризация чтения в целом и произведений казахстанских писателей в частности.
— Какие произведения читают дети в рамках работы книжного клуба?
— Работа клуба велась поначалу в дистанционном формате. На Instagram-страничке публиковалась информация о казахстанских авторах и их книгах, проводились викторины, игры и конкурсы. На платформе ZOOM организовывали творческие встречи с писателями и поэтами. В работе клуба участвовали ученики 5-10 классов. С некоторыми ребятами мы писали научные проекты по произведениям отечественных авторов. Например, с Амирой Сейплденовой мы написали две исследовательских работы: по поэзии Ольги Николаевны Григорьевой и по книге Зиры Наурызбаевой и Лили Калаус «В поисках золотой чаши. Приключения Бату и его друзей». Оба эти проекта были удостоены призовых мест (второе и третье) на областном этапе республиканского конкурса школьных исследовательских проектов «Зерде».
С Аней Севостьяновой, которая сейчас, кстати, тоже готовится стать учителем русского языка, мы писали проект по роману-сказке Бахытжана Момышулы и Юрия Серебрянского «Чёрная звезда». После окончания пандемии мы с ребятами встречались и обсуждали прочитанное в школе. В основном на каникулах.
Новое вдохновение — манга, комиксы и манхва...
— Как вы думаете, что поможет современным детям полюбить чтение в условиях, когда их повсеместно отвлекают гаджеты?
— Думаю, начинать нужно со школьной программы по литературе. В нее стоит включить больше произведений, интересных подросткам, как это делают в других странах. Тогда дети будут читать не из-под палки, а с удовольствием. Я сама очень люблю классику, но по-настоящему понимать ее я начала уже в осознанном возрасте, а не на школьной скамье. Также было бы прекрасно, если бы в школьных, сельских, районных библиотеках появились бестселлеры современной мировой детской и подростковой литературы. Ведь не всем семьям доступна покупка таких книг. И, к слову, это ошибочное мнение, что дети сегодня не читают. Они читают. И достаточно увлеченно. Просто их литературные вкусы зачастую непонятны старшим.
В век популярности визуального контента многие подростки предпочитают читать литературу с сильной визуальной составляющей: манга, комиксы, манхва... Думаю, хорошо известная нам классика могла бы обрести новую популярность, будучи изданной в подобном формате. Одна из моих учениц, к примеру, очень заинтересовалась биографией Федора Достоевского и Николая Гоголя как раз потому, что они стали персонажами одной из популярных манхв «Великий из Бродячих Псов».
На книжном рынке сегодня есть комиксы по некоторым классическим произведениям. Думаю, их можно было бы использовать на уроках литературы. Еще сейчас появился новый жанр книги, который называется графический путеводитель. Мне встречались два таких графических путеводителя — по комедии «Горе от ума» Александра Грибоедова и по роману «Евгений Онегин» Александра Пушкина. В этих книгах отдельные главы представлены в виде комиксов, есть иллюстрации к историческим справкам об эпохе создания произведений, схемы взаимоотношений между персонажами и многое другое. Такая книга способна помочь ученику, привыкшему воспринимать в основном зрительную информацию, лучше разобраться в произведении и пробудит в нем интерес к чтению.
— Какие книги вы бы посоветовали читать детям младшего и среднего школьного возраста?
— Таких книг очень много. Могу назвать литературу, что я любила в детстве и юности: «Рони, дочь разбойника» А. Линдгрен, «Приключения Электроника» Е. Велтистова, «Похождения Ходжи Насреддина» Л. Соловьева... Это первое, что пришло на ум...Я очень много читала. Конечно, современную литературу стоит читать. Она более понятна детям. Я очень люблю «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса. Сама читала их в детстве. А потом купила эту книгу своим детям. Мы вместе с удовольствием прочли все семь повестей. Безусловно, стоит прочесть и серию книг о Гарри Поттере. Когда дети были младше, им очень нравились «Смешные рассказы для детей» Э. Успенского.
Из отечественных книг советую прочесть серию книг «Приключения Бату и его друзей» З. Наурызбаевой и Л. Калаус, «Черную звезду» Б. Момышулы и Ю. Серебрянского, вдохновленные казахской историей комиксы М. Мусабекова и других авторов. Стоит читать любые книги, в которых говорится о доброте, отваге, находчивости, настоящей дружбе, семейных ценностях...
— У вас есть и другие творческие проекты — литературный альманах «Алое перо» для учащихся и Telegram-канал для учителей литературы «Кот ученый». О чем рассуждают в своих публикациях дети? На какие темы пишут педагоги?
— Альманах «Алое перо» выпускался тоже в период пандемии. Потом, к сожалению, из-за большой загруженности у меня не было времени им заниматься. Но это был очень интересный опыт. В рамках работы над альманахом мне удалось провести масштабный международный конкурс детского творчества «Перышко снегиря». В нем приняли участие около 400 детей из разных уголков Казахстана, России, Украины, Беларуси...
Дети писали стихи, сказки, рассказы на зимнюю, новогоднюю и рождественскую тематику. Оценивали работы ребят настоящие писатели и поэты: Ольга Григорьева, Игорь Мерцалов и Виктор Скибин. Все конкурсные работы опубликованы в одном из выпусков альманаха. Что касается Telegram-канала «Кот ученый», я делюсь с коллегами своими наработками и полезными лайфхаками.
Преподавание — это не рутина
— Что подвигло вас начать эти проекты и как вы успеваете совмещать работу с творчеством?
— Просто я не люблю, когда работа превращается в однообразную рутину, поэтому стараюсь постоянно придумывать что-то новое. Хочется жить интересно и помогать интересно жить другим. Это хорошее средство против профессионального выгорания. Совмещать успеваю не всегда. Ведь помимо работы и творчества у меня еще и большая семья, в которой уже пятеро детей.
— В наше время много книг о личностном росте, достижении успеха, о том, как стать богатым и пр. Молодые умы впитывают в себя новые знания, им хочется быть успешными и богатыми. На фоне книг об «успешном успехе» в тени остается классика — понятная и написанная талантливым слогом. Интересуются ли школьники классической литературой и как, на ваш взгляд, им объяснить, что это непреходящая ценность?
— Я уже немного говорила о том, как пробудить в современных детях интерес к классике. А еще, мне кажется, нужно по возможности проводить параллели с реальной жизнью, в которой мы все сейчас существуем. Например, моделировать ситуации из классических произведений, перенося их в современную действительность, и предлагать детям решить их от лица героев. Так ребята смогут убедиться, что многие проблемы, поднимаемые классиками, актуальны и сегодня.
— Что вас вдохновляет в работе?
— Конечно, общение с детьми. Как бы избито это не звучало, но именно благодаря общению с ними учитель всегда молод душой, готов открывать вместе с ними неизведанное и покорять новые вершины. — На ваш взгляд, какую роль играет литература в становлении личности? — Думаю, в первую очередь, литература дарит надежду и учит мыслить. Для ребенка это очень важно. Ведь подростки часто сталкиваются с жестокостью и несправедливостью мира, а надежда помогает это пережить. А умение мыслить, рассуждать, сомневаться делает ребенка личностью, способной отличать хорошее от плохого и делать свой осознанный выбор.
— Спасибо за интересную беседу!