Растущий трафик на дорогах существенно загрязняет воздух. Особенно ощущают это на себе жители мегаполисов. В последние годы Казахстан не покидает строчки различных мировых экологических антирейтингов, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Astana TV.
Растущий дорожный трафик и пробки на дорогах — ежедневно эту картину наблюдает каждый столичный житель. В последнее время главный мегаполис страны стабильно закрепился в списке антилидеров по загрязнению воздуха. Опрошенные астанчане сетуют: вздохнуть полной грудью стало тяжелее, а чтобы задышать свежим и чистым воздухом, необходимо ехать за город.
«Я очень часто бываю за городом, и когда въезжаешь в город, это такая разница. Непонятные запахи и днем, и ночью. Такого раньше никогда не было», «Очень много машин, и, получается, когда жара наступит, прям запах шин, что вообще дышать тяжело», «В нашем городе воздух, конечно, был бы хороший, если было бы меньше движений», — говорят горожане.
По данным сайта Ranking.kz, Казахстан по этому показателю находится на 30-м месте. Среди стран СНГ мы уступаем только Азербайджану. По данным Казгидромета, качество воздуха наиболее критичное в Алматы, Усть-Каменогорске, Астане, Атырау, Актобе, Караганде, Темиртау, Жезказгане, Шымкенте и Балхаше.
«На данный момент у нас и цветение, и транспорт, и строительные отходы, то есть все это, так или иначе, накапливает частицы в воздухе. У нас идет изменение климата: количество дождливых дней сокращается, соответственно, пыль никуда не девается, она находится в воздухе», — прокомментировала пресс-секретарь РГП «Казгидромет» Алина Исмагулова.
А в Минэкологии ведут борьбу с предприятиями, осуществляющими выбросы вредных веществ в атмосферу. Чтобы оздоровить окружающую среду, ведомство планирует обязать промышленные объекты устанавливать оборудование по последнему слову техники.
«По республике фактический объем выбросов за прошлый год составил более 2,5 млн тонн. В разрезе отраслей промышленности на электроэнергетику приходится более 37%, горнометаллургический сектор — 30%, нефтяной — 20%, прочие сферы — 13%. Переход на НДТ позволит снизить эмиссии на 50% по стране в течение 10 лет», — сказал зампредседателя комитета экологического регулирования и контроля МЭПР РК Айдар Абдуалиев.
Экологи говорят, что зацикливаться лишь на одном факторе загрязнения неправильно. Подход должен быть комплексным как к борьбе с проблемой, так и к мониторингу ситуации.
«У нас очень много машин, которые не прошли многие технического осмотра, много неисправных старых машин плюс общественный транспорт не весь экологичен, плюс в отделочных работах очень идет много мусора, строительных отходов, которые тоже влияют на атмосферный воздух. В первую очередь я бы рекомендовал улучшить качество благоустройства, второе — исключить из общей массы автотранспорт, который визуально видим, что очень загрязняет — это синий дым, белый дым, черный», — говорит эколог Тимур Елеусизов.
Внести вклад в сохранение и улучшение экологической ситуации в стране может каждый казахстанец. Ведь в решении любой проблемы нужно начинать с себя. К примеру, сортировать мусор, не загрязнять общественное пространство и принимать участие в озеленении населенных пунктов.