пятница, 15 августа 2025 г.
icon
538.03
icon
629.23
icon
6.74
Алматы:
icon
28oC
Астана:
icon
22oC
×

Депутат-скандалист наехал на председателя Комитета транспорта

В казахстанской транспортной отрасли разгорелся громкий конфликт, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: Мажилис РК
Фото: Мажилис РК

Депутат Мажилиса Болатбек Нажметдинулы – он же Болатбек Алиев, человек с весьма неоднозначной биографией – в интервью журналисту Вадиму Борейко обрушился с критикой на председателя Комитета автотранспорта Министерства транспорта Алтая Али. Формально – из-за проблем с международными грузоперевозками. Но за этой «борьбой за справедливость» будто бы слишком ясно проступают личные интересы.

Кто такой Нажметдинулы

Еще до избрания в парламент в 2023 году он был известен под фамилией Алиев и успел отметиться коррупционным приговором, от наказания по которому его спасла амнистия. После этого он вернулся в бизнес и госслужбу, а в парламент зашел уже под новой фамилией.

До Мажилиса Алиев возглавлял транспортную компанию «Dala-Trans», сейчас оформленную на брата. Еще одна семейная фирма – «DALA-FRUIT.KZ» – также работает в сфере грузоперевозок.

Возможный повод для атаки

В беседе с Борейко депутат резко прошелся по комитету и лично по Алтаю Али: от обвинений в «коллапсе» из-за блокировки международных «дозволов» для 167 компаний до критики «архаичной» бумажной системы разрешений и слабого контроля за иностранными водителями.

По его словам, Казахстан «захлестывают» дальнобойщики из Беларуси и России, работающие без казахстанских «карточек допуска».

В материалах журналиста Михаила Козачкова прямо указывается: запросы депутата в МВД и Минтранс совпадают с интересами его семейного бизнеса. Если иностранцев выдавят с рынка, конкуренция снизится, а позиции «Dala-Trans» и «DALA-FRUIT.KZ» усилятся. И это уже не первый пример, когда депутаты лоббируют законы, напрямую выгодные своим фирмам.

Цена такой «защиты»

Меры, которых требует Нажметдинулы, могут ударить по всей экономике. По данным Международного союза автотранспорта IRU, в мире уже не хватает 3,6 млн дальнобойщиков. Если иностранцев быстро выдворить, значительная часть казахстанских грузовиков просто встанет – работать будет некому. Компании начнут переводить юрлица в другие страны, а налоги утекут из бюджета. И все это – на фоне задачи президента увеличить грузовой транзит через Казахстан.

Другой важный момент – у стран ЕАЭС единый рынок труда. Массовое изгнание граждан Беларуси и России по инициативе одного депутата может обернуться дипломатическим скандалом. Но в своих выступлениях Нажметдинулы этот аспект не затрагивает.

«Хочу – казню, хочу – милую»

Особое раздражение депутата вызвала сцена, когда Алтай Али объявил «разовую амнистию» нарушителям на совещании перевозчиков. Нажметдинулы заявил, что председатель комитета не имеет права «прощать» без решения суда или прокурорского акта, и сравнил его с царем, который решает судьбы по личной прихоти.

Что же в сухом остатке? Болатбек Нажметдинулы публично позиционирует себя как защитник казахстанских перевозчиков и отрасли в целом. Но его биография, прежние коррупционные эпизоды и тесная связь с семейным транспортным бизнесом создают слишком много поводов для сомнений.

Его требования могут привести не только к уходу конкурентов с рынка, но и к реальному транспортному кризису, снижению налоговых поступлений и осложнению отношений с партнерами по ЕАЭС. И все это – в угоду инициативам, которые, как минимум, совпадают с интересами компаний, связанных с депутатом.

В таких условиях вопрос звучит иначе – речь идет о защите национального рынка или о частной игре за государственный счет? И, возможно, ответ на него гораздо важнее для экономики, чем громкие парламентские выступления.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 1

В статье: