Военный эксперт Дархан Данияров рассказал в интервью автору ИА «NewTimes.kz» Данияру Садвакасову о стратегических приоритетах казахстанской армии, модернизации и вызовах будущего.
— Какие направления международного военного сотрудничества являются для Казахстана ключевыми в последние годы?
— Как можно заметить, Казахстан сейчас активно развивает многовекторное военное сотрудничество. Ключевыми направления являются: стратегические партнеры, совместные учения, в том числе Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), подготовка кадров, поставки и модернизация вооружения и военной техники (ВВТ), взаимодействие на полигонах России и Казахстана.
— Какова роль Казахстана в обеспечении стабильности в Центральной Азии и его позиция в международных военных организациях?
— Казахстан — это ключевой фактор стабильности в регионе. С одной стороны, географическое положение, с другой — мощная армия и устойчивые институты. Мы активно выступаем за диалог по вопросам границ, водных ресурсов, безопасности и совместного реагирования на угрозы.
В ОДКБ Казахстан — один из самых активных участников. Мы делегируем подготовленные подразделения в Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), инициируем улучшение механизмов реагирования на угрозы с южного направления.
В рамках Шанхайской организации сотрудничества акцент идет на борьбе с терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком. Здесь важна роль Казахстана как платформы для координации интересов крупных держав в интересах мира. Поэтому Казахстан является «мостом» между различными военными культурами.
— Какие современные виды вооружения поступают в казахстанскую армию? Есть ли совместные оборонные проекты с другими странами?
—Перевооружение — приоритет. В казахстанские войска поступают отечественные: БТР «Арлан», «Алан», «Таймас», беспилотные летательные аппараты (БПЛА) различного класса, модернизированные зенитно-ракетные комплексы С-300, зенитно-ракетные карабли. Из импортного: турецкие БПЛА (Bayraktar), бронеавтомобили, стрелковое оружие, российские вертолеты Ми-35М, Ми-171Ш, системы ПВО «Панцирь-С1», модернизация авиапарка Су-30СМ, китайский переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК).
Нужно отметить, что производство ударных беспилотных летательных аппаратов — это качественно новый уровень возможностей для Казахстана.
— Как проходит подготовка личного состава вооруженных сил республики Казахстан?
— Подготовка кадров в стране многоуровневая.
Существуют национальные вузы, которые закладывают фундамент для подготовки офицеров. К тому же, сейчас за опыт берется обучение военных медиков, числящихся в военных вузах, но с параллельным обучением в гражданском медицинском вузе.
В подготовке за рубежом офицеры и сержанты обучаются в ведущих академиях России, Турции, США, Китая, Германии, Великобритании.
— Какие военные соглашения Казахстан подписал за последние пять лет?
— Казахстан активно развивает договорно-правовую базу. Подчеркну, что в рамочных документах детали часто конфиденциальны.
Однако отмечу важные из них: соглашение с Турцией по военно-техническому сотрудничеству, включая совместное производство БПЛА, кораблей и бронетехники. С Россией это соглашения о дальнейшей модернизации военной техники, сотрудничестве в ПВО и авиации, использовании полигонов. Обновление правовой базы в рамках ОДКБ.
Со странами Центральной Азии, а именно с Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, подписаны документы о совместной охране границ, обмене разведданными, проведении антитеррористических учений.
— Что нужно для подготовки казахстанской армии к новым вызовам?
— Адаптация — постоянный процесс. Казахстан в этом направлении делает только первые шаги, хотя и не всегда достаточно быстро. Необходимо создавать киберкомандования, где усилена роль сил воздушной обороны, развитие войск специального назначения для борьбы с нерегулярными угрозами.
Также технологическое перевооружение: нужны инвестиции в системы радиэлектронной борьбы (РЭБ), киберзащиты, средства связи и разведки. Обновить военные доктрины, а именно, знания в учебные программы по гибридным войнам, киберобороне, информационно- психологического противоборству военных действий в урбанизированной среде. Потому что совместные учения все чаще включают сценарии гибридных атак.
Нужно укрепить координации между всеми правоохранительными органами и государственными службами для комплексного противодействия гибридным угрозам. А также продолжать обмениваться опытом с лидерами стран по кибербезопасности.
Участвовать в международных инициативах по доведению правил поведения в киберпространстве и совместной подготовке. Сейчас важно изменить мышление командного состава, сделать его более гибким, технологически подкованным и готовым к ассиметричным действиям противника. Потому что без этого даже лучшая техника не принесет необходимого эффекта.