При переходе на англоязычное обучение в казахстанских вузах для поступления на грант приоритет будет отдаваться педагогическим и специальностям индустриально-инновационного развития Казахстана, передает ИА «NewTimes.kz».
«Предусматривается, что будет полностью обновлено содержание образовательных программ, в первую очередь, по педагогическим специальностям. Для этого соответственно будут разработаны учебники на английском языке, а также образовательные программы по тем специальностям, которые соответствуют приоритетам индустриально-инновационного развития страны», — сообщила заместитель директора департамента высшего и послевузовского образования и международного сотрудничества министерства образования и науки Гулзат Кобенова
По ее словам, в рамках перехода на англоязычное обучение в вузах по 6 специальностям ГПИИР и 4 педагогическим специальностям предполагается ежегодный прием по госзаказу 500 магистрантов на педагогические специальности и 900 бакалавров для обучения на английском языке.
Вместе с тем, в рамках Дорожной карты развития трехъязычного образования до 2020 года в Казахстане языковые курсы пройдут 2 тыс 450 педагогов, сообщила вице-президент национальной академии образования имени И.Алтынсарина Мариям Мукатова.
«Большое внимание уделяется подготовке педагогов — это очень важный аспект. В рамках перехода на полиязычное образование ежегодно по четырем педагогическим специальностям будет осуществляться прием 500 магистрантов и 900 бакалавров. В целом до 2020 года языковые курсы пройдут 2 тыс. 450 учителей и преподавателей», — сказала она.
При этом, говоря о внедрении в организациях образования трехъязычного обучения, М.Мукатова отметила, что «мы не должны забывать о приоритетности государственного языка и не должны снизить планку владения русским языком».
«Это достаточно высокая планка, которая обеспечена объективными историческими условиями. Поэтому в настоящее время национальной академией образования прорабатывается вопрос об изучении предмета «История Казахстана» на казахском языке, а учебного предмета «Всемирная история» на русском языке во всех организациях образования, имеются в виду школы и колледжи вне зависимости от языка обучения», — проинформировала вице-президент Нацакадемии.
Кроме того, в рамках Дорожной карты по развитию трехъязычного образования в Казахстане будет использован потенциал «болашаковцев».
«В рамках Дорожной карты развития трехъязычного образования в Казахстане будет использован потенциал выпускников программы «Болашак» для того, чтобы обеспечить организациям образования квалифицированными англоязычными специалистами. Будет продумана система стимулирования педагогов, а также будут усовершенствованы форма и содержание Единого национального тестирования, то есть внешнего государственного контроля в рамках трехъязычного образования», — пояснила она.
Напомним, согласно графика разработанной Дорожной карты казахстанские школы начнут переход на трехъязычное обучение с 2023 года.
В соответствии с графиком, в 2022-2023 учебном году планируется переход на английский язык обучения в КТЛ (казахско-турецкий лицей), в международных школах, в гимназиях, лицеях и в полиязычных школах, а на следующий учебный год — в 2023-2024 годах — планируется переход всех общеобразовательных школ. Внедрение трехъязычного образования будет осуществляться только по выбору организации образования на основе коллегиального решения педагогического совета организации образования и родительского комитета.
Так, по словам М.Мукатовой, в рамках Дорожной карты разрабатывается график перехода на трехъязычное образование на всех уровнях образования и график перехода на английский язык обучения в старших классах. В частности, в старших классах обучение английскому языку будет вестись по четырем учебным предметам: информатика, физика, химия, биология.
Кроме того, планируется организация языковой школы для учащихся 5-11 классов с привлечением студентов 3-4 курсов языковых факультетов. Для учителей будут организованы он-лайн курсы по методике предметно-интегрированного обучения и по английскому языку для учителей и преподавателей.
По ее информации, уже начата работа по методологическому, учебно-методическому обеспечению трехъязычия.
«Для детей дошкольного возраста разрабатываются программы по изучению государственного, русского и английского языков в игровой, активной и интерактивной форме. Также предусмотрена разработка технологических словарей по четырем предметам: физике, химии, биологии и информатике», — сообщила замруководителя Нацакадемии.
М.Мукатова напомнила, что «Дорожная карта по развитию трехъязычного образования на 2015-2020 годы» была разработана министерством образования и науки РК во исполнение поручения главы государства.
«В рамках данного проекта планируется ряд мер организационного характера. В их числе: создание при Национальной академии образования Центра трехъязычного образования, который будет курировать работу по переходу на трехъязычное образование в Казахстане. Будет разработан единый языковой стандарт по обучению трем языкам для того, чтобы обеспечить приемственность треъязычного образования и подготовить к поэтапному переходу на английский язык обучения в старшей школе, в колледжах и вузах», — напомнила вице-президент Нацакадемии.