понедельник, 25 ноября 2024 г.
icon
498.34
icon
519.72
icon
4.85
Алматы:
icon
4oC
Астана:
icon
1oC
×

Современные тенденции в развитии науки и образования: Казахстан и мировая практика

Образование и наука являются основными факторами экономики. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века подчеркивается, что без соответствующего высшего образования и современных научно-исследовательских учреждений, с квалифицированными и образованными людьми, ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого экономического развития.

Образование и наука как социальные отрасли базируются на развитии научно-технического потенциала, которое должно рассматриваться не в качестве сопровождающего фактора, а как один из секторов экономики, обладающий теми же особенностями, правилами и регулируемыми методами.

Надо признать, что Казахстан шагнул на ступень индустриально-инновационного развития. По мнению казахстанских ученых, данный этап характеризуется перепрограммированием научной системы в соответствии с современными экономическими требованиями, следовательно, развитие науки, регулируемой соответствующими нормативными показателями, структурной, организационной, кадровой, инфра­структурной и финансовой обеспеченностью, должна привести к коренным изменениям.

Проанализируем возможности развития отечественной науки. В настоящее время в Казахстане функционирует 455 государственных, общественных и частных научно-исследовательских институтов, проектно-конструктивных организаций, высших учебных заведений и предприятий, выполняющих научно-технические функции, выпускающих интеллектуальную продукцию. Более 80% этого комплекса составляют научно-технические институты, а 20% - проектн)- и опытно-конструкторские, а также сервисные организации [1].

Рассматривая науку в качестве одного из основных факторов реформирования экономики, следует обратить внимание на уровень оценки объема финансирования научно-технического потенциала по сравнению с другими государствами, так как в общем объеме ВВП доля наукоемкой продукции и затраты на развитие науки являются ключевыми показателями.

Так, в конце последнего десятилетия во многих странах с развитой экономикой доля внутренних затрат на исследования и подготовку высококвалифицированных специалистов для экономики страны в общем объеме ВВП примерно составила 3% (в Швеции - 3,8%, в Финляндии - 3,5%, в Японии - 3,04%, в Швейцарии - 2,73%, в США - 2,84%, в Германии - 2,44%).

На мировом рынке наукоемких продукций передовых стран затраты на развитие науки в общем объе­ме ВВП, с учетом таких приоритетов, как льготное налогообложение, низкие таможенные пошлины, бюд­жетное поддержка, стимулирование инвестиций, лизинг научного оборудования, строго контролируются.

Как показывает опыт развитых стран, на долю новых или совершенствованных технологий, продукции, оборудования, у которых есть новые знания или решения, приходится от 70 до 85% роста ВВП. До­ля же наукоемких продукции России на мировом рынке составляет 0,3-0,5%, стран Евросоюза - 35%, США - 25%, Японии - 11%, Сингапура - 7%, Южной Кореи - 4%, Китая - 2%.

Макроэкономический анализ, проведенный по вопросам научно-технического развития, показывает, что в Казахстане в последние годы доля в ВВП научно-технической продукции, отвечающей современным мировым требованиям, не превышает 1,1%.

Степень активности предприятия по производству научной продукции не превышает 2,3%. Это показывает, что научно-техническая функция для экономического развития страны пока еще не является основой. В том же порядке можно отследить показатели низкой степени активности.

Государственных предприятий, составляющей 0,6%; тогда как более высокая активность характерна для частных предприятий (3,7%), а для предприятий с совместным участием зарубежных стран этот показатель составляет 5%. Таким образом, получается, что наука осталась вне процесса реформирования экономики страны.

Что касается научно-технического потенциала Казахстана, то здесь следует отметить, что он формируется из фундаментальных секторов науки, научно-технических институтов по отраслевым направлениям, которые должны в совокупности работать с проектно-конструкторскими лабораториями предприятий и учреждений, включая иные научно-исследовательские подразделения, которые заняты производственной деятельностью.

Научно-технический потенциал определяется совокупным объемом научных знаний, степенью подготовки их практического применения, качественным и количественным показателями научных сотрудников и инженерно-технических кадров.

В Казахстане важной частью современной научно-технической сферы является формирование сети национальных и межотраслевых научных центров.

Наряду с прикладными исследованиями, они должны расширять исследования фундаментального характера. Известно, что индустриальная программа должна воздействовать на рост научно-технического и производственного потенциала постиндустриального развития.

В современной мировой экономике интеллектуальному потенциалу уделяется больше внимания, чем материальным ценностям. Способность нации поддерживать систему современного и эффективного образования, увеличивать потенциал рабочей силы через обучение и подготовку для обеспечения высокой конкурентоспособности нации является чрезвычайно важным фактором в мировой практике менеджмента.

В мире создано новое технологическое производство, которое в том числе глубоко и комплексно основано на переработке природных ресурсов.

В результате достижения высокого уровня знаний в области управления производством природного сырья и эффективного применения научно-технической продукции для Казахстана увеличивается возможность достижения руководящих ролей на рынках информационных коммуникаций в регионах Средней Азии.

Учитывая специфику развития экономики Казахстана, следует обратить внимание на квалифициро­ванных специалистов на перспективные научно-технические направления, среди которых необходимым является:

- освоение и глубокая переработка минерального сырья с помощью физических, -химических и информационных технологий, возможность производства чистых металлов, которые нужны для применения в чрезвычайных случаях;

- развитие информационных технологий;

- создание новых высокомолекулярных веществ, производство чистых материалов и сплавов определенной структуризации, продукции нанотехнологий с определенными функциональными свойствами;

- развитие научно-технологической биологии, разработка продукции в отраслях биотехнологии и генной инженерии.

Суммируя выводы, можно с уверенностью сказать, что в Казахстан располагает реальными условиями для создания наукоемкого и высокотехнологичного производства и что республика способна предложить на мировой рынок свою программную продукцию.

В сфере внедрения научных проектов очень важным является вопрос о том, насколько эффективно применяются средства на науку в структурах экспорта страны, выделенные в основном из республиканского бюджета.

Несмотря на то, что за последние 12 лет государство ежегодно выделяет развитие науки миллиарды тенге, тем не менее, остается актуальной проблема возврата этих средств и отдачи реального сектора экономики Казахстана.

Следовательно, чтобы двигаться вперед, необходимо анализировать предложения и достижения от внедрения научных исследований.

Поэтому в сфере внедрения НИР необходимо проводить открытую экспертизу проектов, выполненных как в научно-исследовательских организациях, так и на предприятиях, где были представлены результаты научных поисков.

При этом экспертиза должна быть открытой и независимой, в ней не должны участвовать аффилированные лица, заинтересованные в формальных положительных результатах.

Научно-техническое сообщество должно знать имена победителей республиканских конкурсов, тендеров, а самое главное, реальные результаты конкурсных исследований и их эффективность от внедрения в производства.

Разные экономические отрасли Казахстана должны быть конкурентоспособными, и для этого должны создаваться частные и совместные проекты.

В Казахстане имеются направления совместно с зарубежными фирмами, обеспечивающие с научной позиции возможностями для занятия лидирующих позиций на международных рынках.

Проблема структурного несоответствия в организации научно-технических работ практически привела к отсутствию спроса на результаты НИОКР.

Например, одна из характерных черт науки Казахстана - это затраты в основном на финансирование научно-теоретических исследований (71%), а на опытно-конструкторские работы выделяется лишь 8%. При этом затраты на фундаментальные науки составляют примерно 21%, что в целом соответствует мировому среднему уровню.

В Казахстане имеются направления совместно с зарубежными фирмами, обеспечивающие с научной позиции возможностями для занятия лидирующих позиций на международных рынках.

Научно-технические производственные центры в республике расположены в гг. Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске, Астане и т.д., что позволяет создавать научные, производственные, функциональные сети. А они, в свою очередь, дают широкий спектр возможностей для развития интеллектуальной продукции, совершенствования космической отрасли, информационной технологии, радиоэлектроники, атомной технологии.

Вместе с этим с 2009 г. должны активно строиться в стиле современной инженерии научно-исследовательские лаборатории, выбранных на конкурсной основе, которые будут учитывать новые обязательства по обновлению экономики, встраиваться в структуру высших учебных заведений.

Создание лабораторий в университетах в стиле инженерии дает возможность увеличивать рост и качество науки ВУЗов, наряду с обеспечением международной аккредитации, с тем, чтобы соответствовать высокому мировому уровню квалификационных требований.

Построение в высших учебных заведениях центров передовых исследований, дающих консультации частным и профессиональным секторам экономики, технологических отделений, студенческих конструкторских бюро, малых инновационных предприятий будет способствовать обеспечению подготовки и выпуску новых видов продукции, проведению работ по их развитию

Тогда ВУЗы со встроенными в систему менеджмента университета научно-технологическими подразделениями могут функционировать в качестве научно-образовательных консорциумов и научно-технологических холдингов.

Необходимо также ускоренное обновление материально-технических баз НИИ и всех государственных научных центров, создание благоприятных условий для развития негосударственных научных организаций с обновлением их материально-технического обеспечения.

В Казахстане имеются высококвалифицированные научные специалисты и интеллектуальные кадры, а также производственный потенциал.

Важно знать, как правильно использовать эти ресурсы для экономических служб. Закономерным является тот факт, что с экономическим ростом в стране на предприятиях и научных учреждениях будет возрастать потребность в высокопрофессиональных и квалифицированных специалистах для таких отраслей, как высокоразвитая информационная технология, биоинженерия, экология, микробиология, космические исследования, медицина и в другие сферы научных знаний.

В первую очередь, необходимо разработать мощный мотивационный механизм для развития научного сектора, его структуры, определения приоритетных направлений, построения опытно-экспериментальных баз.

Для того, чтобы доставить перспективные результаты научных исследований по приоритетным научным направлениям до стадии введения к применению, необходимо обновлять имеющееся устаревшее оборудование, используемые опытно-производственные базы и строить новые.

В противном случае пока рано ожидать реальной отдачи отечественной науки для развития реального сектора экономики.

Вопросы развития инновационной науки и внедрения её результатов в практику тесно увязываются с подготовкой соответствующих высококвалифицированных специалистов, в частности, начиная с уровня профессионального образования.

В системе высшего профессионального образования существует тенденция увеличения разрыва во взаимодействии вузов с академическим сектором науки, производством и экспериментальными базами, что, соответственно, ведет к снижению качества учебного процесса и практической подготовки будущих специалистов.

Кроме того, при подготовке кадров с высшим образованием происходит "вымывание затратных специальностей", в частности, естественно-научного и технического направлений, без чего невозможно научно-техническое развитие общества.

Кроме того, нет достаточных исследований этой проблемы, на основании которых следовало бы создать условия, обеспечивающие гибкость, обновление и продуктивность образовательного процесса, передачу необходимых знаний и навыков, учитывающих требования изменяющегося рынка труда, современные тенденции которого обусловлены такими обстоятельствами, как:

- возрастанием спроса на высококвалифицированных инженерно-технических специалистов,

- возникновением элитного слоя служащих, владеющих новыми технологиями профессиональной деятельности, а также способных обслуживать сложное электронное и автоматическое оборудование, занимающихся конструированием, техническим обслуживанием, маркетингом.

Подготовка специалистов новой формации будет осуществляться по модели, соответствующей Болонской декларации "О европейском регионе высшего образования и международной стандартной классификации образования".

После принятия новой концепции университеты могут взять на себя функции по присуждению научных степеней.

При кредитной форме обучения студенты смогут выбирать не только университет, специальность, но и около 50% предметов учебной программы и преподавателей.

Реализация концепции в случае ее принятия, считают ученые и ректоры вузов, потребует в ближайшей перспективе кардинальной переработки стандартов образования всех уровней, подготовки нового поколения научных и педагогических кадров, внедрения системы менеджмента и контроля качества, дальнейшей демократизации всей системы образования.

Контроль государства над образованием очень важен, потому что это напрямую влияет на будущее развитие страны и её безопасность.

В этой связи в вопросах реформирования образовательного процесса особое внимание занимают проблемы управления образованием и его финансирование.

Однако реформирование этой сферы не должно сводиться только к экономическим вопросам, вместе с тем, необходимо учитывать вопросы соответствия образования современным требованиям времени и его качества.

Одним из примеров прямого государственного регулирования системы высшего образования в вопросах формирования источников финансирования, отечественные ученые считают внедрение корпоративного принципа подготовки кадров с высшим образованием.

Сращивание науки и практики можно продемонстрировать на примере стран с развитой экономикой (США, Япония, Финляндия), где промышленные предприятия осуществляют НИОКР в условиях самоокупаемости и самофинансирования; и если на долю государственных затрат приходится приблизи­тельно 30%, то промышленные предприятия осваивают до 70% всех национальных затрат для НИОКР.

Корпоративный принцип является актуальным и может выступать переходной формой в реформировании вопросов финансирования: с одной стороны, создание образовательных фондов корпораций стимулирует активность предприятий в формировании перспективной кадровой политики (государство путем прямого вмешательства стимулирует повышение культуры кадрового планирования корпораций); с другой, - корпоративный подход в финансировании системы высшего образования приводит к высвобождению части бюджетных средств и их перераспределению в пользу других секторов образования.

В целом, данный механизм определяет точку пересечения интересов вузов и корпораций.

Тем самым, может быть создана гибкая среда, соответствующая мерам эффективного использования ограниченных бюджетных средств и мерам повышения качества образования и менеджмента института образования.

Формирование и использование фондов предприятий по подготовке специалистов относится к категории инвестиций в человеческие ресурсы, что формирует интеллектуальный капитал нации.

Такого рода инвестиции в обязательном порядке должны быть гармонично увязаны с поступательным развитием производственного сектора и с экономической политикой государства.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0