пятница, 26 апреля 2024 г.
icon
444.22
icon
476.38
icon
4.82
Алматы:
icon
8oC
Астана:
icon
12oC
1xadv
×

Несчастный фермер, кровососущий чиновник и коррумпированная саранча

9 февраля российские и казахстанские специалисты в сельскохозяйственной области встречались в Актобе. Обсуждали проблемы борьбы с саранчой. Тогда же специалисты комитета госинспекции в агропромышленном комплексе Минсельхоза РК пообещали, что «в этом году саранчи будет меньше, чем обычно». То есть, если в 2015 году эти насекомые заняли 2 млн 200 га земли, то в нынешнем году, по прогнозам, этот показатель не должен был превысить 1 млн 700 га. Кроме того, ответственные чиновники объявили о заблаговременной подготовке, в частности, о заранее проведенных исследованиях по поиску очагов появления вредителей, о своевременном выявлении опасных территорий. Что получилось в итоге? Об этом пишет газета «Корреспондент».

К сожалению, эти слова не подтвердились весной. Тучи саранчи снова подчистили поля фермеров по всей Южно-Казахстанской области. От отдельного вида вредных насекомых под названием «марокко» особенно пострадали аграрии Шардаринского и Сарыагашского районов, а также города Арыс. Недавно к пострадавшим присоединился район Ордабасы. К примеру, в одной только Шардаре ненасытные насекомые испортили 10 га арбузов. Причем аппетиты вредителей росли с каждым днем: поначалу саранча ела только стебли растений, но постепенно попортила и сами плоды. Эти марокканские насекомые не гнушаются даже полынью. Однако оценившие свои убытки в десятки миллионов аграрии жалуются, что «у чиновников о саранче голова не болит». По подсчетам населения Арыси и Ордабасы, количество потерпевших от нашествия саранчи переваливает за сотни, а площадь оккупированной ими территории превышает 1000 га.

26 мая руководитель области Бейбут Атамкулов провел экстренное селекторное заседание с акимами городов и районов по вопросам борьбы с саранчой. Обсуждался факт появления очагов на территории Сарыагашского, Шардаринского районов и города Арыс и возможности их немедленного устранения. Стоит отметить, что, выслушав доклады своего заместителя С.Туякбаева, руководителя областного управления сельского хозяйства С.Турбекова, а также главы Южно-Казахстанской региональной инспекции комитета государственной инспекции в АПК Бекзата Тлегена о проведенных в этой связи мероприятиях, глава региона прямо заявил о неполноценной системе борьбы с вредителями на областном уровне, из-за чего посевные территории подверглись опасности. Даже предложил освободить от должности соответствующего заместителя акима Сарыагашского района и руководителя ответственного отделения за то, что не отреагировали вовремя и не приняли необходимые меры. А вот акимам Арыси и Шардары напомнил: если не решат проблему в течение недели, придется принимать соответствующие меры.

В борьбе с саранчой существуют понятия «нестадных» (одиночных) и «стадных» видов. Первых часто называют кобылками. Уничтожение кобылок находится в компетенции местных органов власти. Если верить словам руководителя областного управления сельского хозяйства С.Турбекова, в регионе этот вид саранчи занимает 26 700 га.

«Мы уже давно провели химическую обработку на всей территории. Сейчас опасность представляет марокканская саранча», — говорит он.

Насекомые, о которых говорит начальник управления, – стадная саранча. Ее истреблением напрямую должно заниматься министерство сельского хозяйства. Возможно, окончивший юридический факультет КазНУ и пять лет считавшийся главным аграрием страны А.Мамытбеков не особо вникал в суть проблемы, но вот А.Мырзахметову, посвятившему жизнь изучению сельского хозяйства, к тому же уроженцу Южного Казахстана, нет необходимости объяснять правила борьбы с саранчой. Кроме того, министр наверняка в курсе, что причиной отставки Жанибека Карибжанова с поста министра сельского хозяйства в свое время стало именно нашествие саранчи. А значит, должен был принять строгие меры. Если уж не ушел сам, нужно было хотя бы отстранить ответственных или строго их наказать. Но Мырзахметов этого не сделал. Не просто не сделал: в понедельник заместитель председателя комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе Минсельхоза Алмабек Марс, как ни в чем не бывало, заявляет о своевременно начатых работах по обработке территорий, а также наличии всех необходимых препаратов. В таком случае, где они были раньше? Куда девать крик души тысяч пострадавших земледельцев? Чем восполнить съеденные саранчой гектары посевов? В чем смысл махать мечом после войны, если работа начата поздно? Саранча свое съела и улетела, оставив фермеров по уши в долгах от кредитов.

Итак, мы отправили запрос в Южно-Казахстанскую региональную инспекцию комитета государственной инспекции в АПК в надежде узнать, насколько выполнены фитосанитарные мероприятия против марокканской саранчи в областном масштабе. По словам руководителя отдела защиты растений Темирхана Елгонова, исследования специалистов республиканского методического центра фитосанитарной диагностики и прогнозов показали необходимость химической обработки 91 440 га земли в 2016 году для уничтожения марокканской саранчи.

«В связи с этим были выделены средства из республиканского бюджета (на обработку наземным агрегатом – 49 млн тенге, на легкую авиацию – 22 млн тенге), куплены ядовитые химикаты. Обработка началась 15 апреля. На сегодняшний день 91,21 тыс га полностью обработаны наземным агрегатом ЗАО «Защита растений-К» и тремя самолетами ЗАО «Авиакомпания «Дельта-ЮГ». Биологическая эффективность примененных против саранчи препаратов составила 91-92%», — сказал Елгонов, списав все возникшие проблемы на погоду. 

«В Сарыагашском и Шардаринском районах, а также в городе Арыс, которые считаются очагами появления стайной саранчи, проведена масштабная химическая обработка. Но в этом году не было нормальной зимы. 50 дней стояла засуха, не было ни снега, ни дождя. Потеплело. Теплый дождь, который прошел 28-29 марта, стал причиной раннего пробуждения личинок марокканской саранчи. А резкое снижение температуры в промежутке 1-12 апреля и обильные осадки разбили нашествие саранчи на два этапа. Некоторые погрешности в исследовании пастбищных земель с густой травой имели место из-за того, что вторая волна личинок появилась позже. Кроме того, по результатам многолетних исследований роста популяции саранчовых насекомых, каждые восемь лет наступает период, когда их количество прогрессирует. Такой период пришелся точно на нынешний год», — объясняет Т.Елгонов.

Также от специалиста инспекции мы узнали, что по тревоге южноказахстанских аграриев из государственного бюджета были выделены дополнительные средства на обработку 10 тыс га земель и покупку ядохимикатов. В данное время на территории районов Ордабасы, Шардара, Сарыагаш и города Арыс продолжается обработка, для этого используется 18 наземных агрегатов, привлечены 30 специалистов и 36 сотрудников. Между тем Т.Елгонов упомянул, что приближается период естественного истребления марокканской саранчи, 19-20 июня они исчезнут сами. Если это действительно так, то последняя сумма, выделенная из бюджета, пошла на ветер. Это все равно, что брызгать ядом на тень улетевшей саранчи. Это одно.

Во-вторых, слова инспекции о стольких гектарах обработанной земли вызывают сомнения. Почему же они не подготовились тщательнее, раз уж знают о «пике», который наступает каждые 8 лет? Если все мероприятия были проведены вовремя и в полном объеме, потенциальные очаги были хорошо обработаны в самом начале, и все это было утверждено министерством сельского хозяйства, тогда откуда же взялось столько насекомых? Значит, химическая обработка не проводилась на должном уровне или выделенные министерством препараты неэффективны против саранчи. То есть «лекарства» от вредителей в министерстве Мырзахметова не стоят и копейки?

В-третьих, главный орган, ответственный за процесс обработки – министерство сельского хозяйства. Оно проводит тендер. Оно определяет победителей. По этой причине в качестве организации-заказчика министерство было обязано создать комиссию и тщательно проверять качество мероприятий по химической обработке. Если бы выполнение этой работы внимательно контролировалось, сегодня простым земледельцам не пришлось бы проливать слезы по потерянному урожаю. Поэтому в этой ситуации возникают закономерные вопросы. А если залезть поглубже, кажется, будто и коррупцией попахивает.

Как бы то ни было, за эту историю должны отвечать руководители министерства сельского хозяйства. Никто не верит красивым словам в отчетах. Раз уж взялся руководить крупным ведомством, надо решать проблемы системно, а не отделываться от народа парой сухих фраз. Нельзя сказать, что долго руководивший южным регионом Мырзахметов не в курсе проблем с саранчой. Мы помним, как прожорливые вредители беспокоили его еще на посту акима. Теперь, когда пришло время вплотную заняться этой проблемой, нельзя махнуть на нее рукой. Ведь не давали же ему Елбасы с правительством задания только объяснять земельный кодекс, а про остальное забыть…

 

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: