«Ширк», «бидгат». Эти слова сегодня все чаще используют в социальных сетях, причем простые граждане, несведущие в религии. Что они означают, и почему так часто употребляются? Ответить на этот вопрос мы попросили профессиональных теологов, которые компетентны в вопросах религии.
- К сожалению, несведущие в религии некоторые молодые люди, набравшиеся "верхушек" из интернета и с улицы, стали обвинять других людей в "ширке" (приписывание сотоварищей Господу) и "бидгате" (нововведения). Причем, неуместно употребляют эти слова. Причин много, но главная - элементарное религиозное невежество.
В арабском языке, слово ширк обозначает придание сотоварищей и является антонимом слову таухид. Ширк – это наречение какого – либо существа или творения качеством присущим Всевышнему Аллаху и совершения поклонение чему-либо, приписывая ему божественные качества. Придание сотоварищей Аллаху является большим и тяжким грехом и если не совершить покаяние, то согласно аятам Корана и хадисам Пророка (с.а.в) данный грех является непростительным. Поэтому, исламские ученые уделяли особое внимание понятию ширк и разделяли его на разные категории. Однако, в связи с возникновением ваххабитского движения в ХVIII веке, область использования таких терминов как «ширк», «бидгат» стала обширной и иногда эти слова стали использоваться против мусульман, то есть против людей из уммы Пророка (с.а.в), что в некоторых случаях приводило к пролитию крови мусульман. И сегодня, данные понятия используются внешними силами как специальное оружие, цель которого внесение смуты в ряды мусульманской уммы, - рассказывает Кайрат Ергазиев - сотрудник Центра исследования проблем религий при управлении по делам религий Южно-Казахстанской области.
Он считает, что салафитской идеологии, считающей чуждым понятие «нация», свойственно отрицать национальные духовные ценности, исконную традицию и культуру народа в целом, многовековую историю ислама в казахской степи. Приверженцы салафизма безосновательно порицают и клеймят «ширком», «бидгатом» множество добрых традиций, в том числе обряд посещения святых мест, символизирующего почтительное отношение казахов к истории. Бесчеловечность и жестокость, такие как осквернение могил предков, никогда не имевшее место в казахской степи, были осуществлены именно салафитами.
Салафиты отвергают различные нововведения, призывая жить по канонам того ислама, который был во времена пророка Мухаммада и его сподвижников. Они запрещают паломничество к могилам святых, рассматривая это как поклонение мертвым. Взывание к пророку они рассматривают как одно из проявлений ширка (многобожия).
Как известно, особенность данного ханбалитского мазхаба заключается в нетерпимости к «бида», т. е. новшествам. Речь идет о любой практике, которая не санкционирована Кораном и сунной Пророка, говорит теолог. А те, кто использует эти слова как оружие, обучались религии за рубежом (в частности, в Саудовской Аравии), а некоторые слушают проповеди тех кто обучался за рубежом. Эти люди в основном религиозно малограмотные. Те, кто слушают эти проповеди говорят: «что правы только их учителя, что казахский народ придает Аллаху сотоварищей, что казахи не придерживаются настоящего Ислама, что Ислам был неправильно распространен в казахской степи, что настоящий Ислам начал распространяться начиная с 91 года» и т.д. Говоря все это, они попадают под влияния ошибочных мнений и слепо присоединяются к ваххабистам, которые призывают к «очищению Ислама от ширка и бидгатов», что в свою очередь несет угрозу единству и согласию нашего народа. Кроме того, отрицая наши традиции и религиозные понятия, не различая религию и обычаи, неправильно трактуя сунну нашего Пророка (с.а.в), они совершают поступки, противоречащие духу Ислама, понимая Ислам как «чисто арабский» и показывая его в негативном свете.