Реализация провозглашенного Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым Плана нации «100 конкретных шагов», нацелила всех на минимизацию коррупции с использованием превентивных механизмов, что в свою очередь требует изучения и адаптации передового международного опыта, постоянного взаимодействия с зарубежными партнерами.
В Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Глава государства подчеркнул важность сотрудничества с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также необходимость имплементации лучших практик и рекомендаций ОЭСР.
В этом контексте Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции активно развивает международное сотрудничество в сферах государственной службы, контроля за качеством государственных услуг и противодействия коррупции.
Республика Казахстан является членом Антикоррупционной сети ОЭСР для стран Восточной Европы и Центральной Азии (АКС ОЭСР) с 2004 года и активно участвует в ее деятельности. АКС ОЭСР была создана в 1998 году в качестве регионального форума по содействию антикоррупционным реформам, обмену информацией, выработке передовых методов борьбы с коррупцией и координации работы донорских организаций.
В АКС ОЭСР участвуют следующие страны: Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Эстония, Бывшая Югославская Республика Македония, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Черногория, Румыния, Россия, Сербия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан. Страны ОЭСР участвуют в Сети в качестве партнеров или доноров.
Республика Казахстан вовлечена в мониторинги Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией, целью которого является совершенствование антикоррупционного законодательства и мер по борьбе с коррупцией.
В ходе пленарных заседаний и двусторонних встреч секретариатом ОЭСР и мониторинговой группой отмечено, что Казахстаном предприняты значительные меры, направленные на реализацию рекомендаций, дана позитивная оценка ответственному подходу и содействию казахстанской стороны в проведении мониторинга.
На сегодняшний день отмечена положительная динамика исполнения рекомендаций Стамбульского плана и имплементации лучших практик по противодействию коррупции.
В частности, по направлению «Политика борьбы с коррупцией» по рекомендациям 1.1 - 1.2: Политическая воля и антикоррупционная политикарекомендовано:
- обеспечить принятие и надлежащее исполнение ответственными органами новой антикоррупционной стратегии и плана действий по ее исполнению.
- предусмотреть в новой антикоррупционной стратегии и реализовать на практике надлежащий механизм мониторинга и оценки её реализации, который бы включал анализ исполнения мер, их эффективности, достижения установленных индикаторов, влияния стратегии на уровень коррупции, разработку и внедрение необходимых мер по результатам мониторинга. Обеспечить участие общественности в процессе такого мониторинга и опубликование всех отчетов мониторинга (оценки).
Данные рекомендации исполнены принятием 26 декабря 2014 года Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы (далее – Антикоррупционная стратегия). При ее разработке был учтен передовой антикоррупционный опыт Сингапура, Гонконга, Финляндии, Норвегии, Южной Кореи, а также новейшие стратегии Грузии, Молдавии, России, Эстонии и Румынии.
В стратегии ключевыми направлениями антикоррупционной политики определены противодействие коррупции в сфере государственной службы, квазигосударственном и частном секторах, внедрение института общественного контроля, предупреждение коррупции в судебных и правоохранительных органах, формирование уровня антикоррупционной культуры, развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции.
В целях обеспечения поэтапной реализации Антикоррупционной стратегии постановлением Правительства от 14 апреля 2015 года № 234 утвержден План мероприятий на 2015 - 2017 годы по ее реализации (далее - План), а также внедрены механизмы внутреннего и внешнего мониторинга и оценки ее исполнения.
Внешний мониторинг проводится специально созданной группой, в составе которой входят представители общественности и средств массовой информации, государственных органов.
В целом мониторинговой группой положительно оценена проводимая госорганами работа по организации внешнего анализа и оценки исполнения пунктов Плана путем вовлечения представителей неправительственных организаций, средств массовой информации в соответствии с рекомендациями и подходами ОЭСР.
По рекомендации1.3.«Исследования коррупции»рекомендовано:
- Разработать и применить на практике методологию оценки проблемы коррупции на основе соответствующего международного опыта.
- Рассмотреть возможность возложения координирующей роли в сфере оценки ситуации с коррупцией и проведения исследований на орган, ответственный за исполнение антикоррупционной стратегии.
Оценка проблемы коррупции осуществляется посредством таких, институтов как антикоррупционный мониторинг, анализ коррупционных рисков.
Целью антикоррупционного мониторинга является оценка правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции. Результаты антикоррупционного мониторинга являются основанием для проведения анализа коррупционных рисков, а также совершенствования мер, направленных на формирование антикоррупционной культуры.
Также для оценки проблем коррупции новым Законом «О противодействии коррупции» внедрён институт анализа коррупционных рисков (внешний и внутренний) – выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Внутренний анализ проводится государственными органами, организациями и субъектами квазигосударственного сектора в своей деятельности.
Внешний анализ коррупционных рисков в деятельности государственных органов, организаций и субъектов квазигосударственного сектора проводится Агентством.
В 2016 году Департаментом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по городу Астане (далее - Департамент) проведен внешний анализ коррупционных рисков в деятельности 16-ти местных исполнительных органов, 6-титерриториальных подразделений ЦГО,одного субъектов квазигосударственного сектора, выявлено 344 коррупционных рисков, в том числе 40 «скрытых» госуслуг (в организационно-управленческой деятельности - 144, коллизий в НПА - 160), по результатам которого первым руководителям госорганов направлены 311 рекомендаций по устранению выявленных нарушений. Из них, количество исполненных рекомендации: по НПА - 82 %, по оказанию госуслуг - 90%, по выполнению разрешительных функций - 70%, пореализация контрольно-надзорных функций - 85%. Устранены коррупционные риски: в НПА - 20%, в организационно-управленческой деятельности - 80%.
Результаты анализа показали, что наиболее коррупциогенными сферами являются оказание госуслуг, реализация контрольных функций, регулирование конфликта интересов. Госорганам по итогам анализа внесены соответствующие рекомендации по устранению выявленных коррупциогенных рисков. Данные рекомендации реализуются в рамках исполнения планов мероприятий.
В настоящее время Департаментом ведется мониторинг исполнения данными объектами анализа внесенных рекомендаций.
По рекомендации 1.4.«Участие общественности» рекомендовано:
- Обеспечить широкое вовлечение организаций гражданского общества в формирование и реализацию антикоррупционной политики
Возможности активного сотрудничества с гражданским обществом раскрыл формат в рамках Открытого соглашения по консолидации усилий по противодействию коррупции.
Сегодня его участниками стали свыше 2 тыс. организаций (2 081) и 44 тыс. граждан (44 528). Данные об участниках Открытого соглашения в автоматическом режиме на сайте «Адалдык аланы» (http://adaldyk.kz/index.php/agreement). Уникальность Соглашения в том, что любой желающий участвовать в противодействии коррупции может присоединиться к нему.
Агентством обеспечена обратная связь с лицами, присоединившимися к Соглашению, путем проведения посредством видеоконференции обсуждении наиболее актуальных вопросов и путях их решения.
С прошлого года начата реализация проекта государственного социального заказа «Гражданский контроль». Целью данного проекта является вовлечение неправительственных организаций в реализацию комплекса мероприятий по профилактике коррупции, в том числе по антикоррупционному мониторингу, формированию антикоррупционной культуры.
По направлению «Предупреждение коррупции» рекомендация 3.2 «Добропорядочность на публичной службе» включает ряд блоков по найму и продвижению на госслужбе, оплате труда, конфликту интересов, ограничений по принятию подарков, антикоррупционному обучению, защите лиц, сообщающих о коррупционных правонарушениях. Поскольку Казахстаном по данным вопросам приняты значительные меры, экспертами исполнение данной рекомендации оценено как важный прогресс.
Так, в области формирования профессионального государственного аппарата с 2016 года внедрена и успешно функционирует новая карьерная модель госслужбы по принципу меритократии, т.е. оцениваются личные заслуги и достижения.
Теперь поступление на госслужбу возможно только на конкурсной основе и только с низовых должностей по трехэтапному отбору: тестирование на знание законов РК, оценка личных качеств- это психометрическое тестирование, определяющие его сильные и слабые стороны и собеседование.
Улучшены подходы тестирования кандидатов без привязки к конкурсам в госорганах. Повышена доступность услуги тестирования посредством применения интернет – портала «электронное правительство». Гражданам выдается сертификат, который дает им право участвовать в конкурсах в течение года.
Для повышения прозрачности конкурсов введено обязательное участие наблюдателей и экспертов на собеседовании.
За впервые поступившими на госслужбу закрепляются наставники из числа опытных госслужащих.
Для впервые назначенных госслужащих устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев.
Особое внимание уделяется обучению госслужащих. Впервые в Закон о госслужбе включена отдельная глава по обучению госслужащих. Законодательно закреплено обязательное повышение квалификации не реже одного раза в три года.
Снижена возможность «командных перемещений» кадров при смене первого руководителя госоргана и до минимизации сокращена доля назначений в порядке перевода.
Упразднен институт кадрового резерва.
Вводится институт ротации руководящего состава. При ротации в другую местность госслужащие обеспечиваются служебным жильем без права приватизации.
Благодаря переходу к карьерной модели и принятым мерам по совершенствованию процедур отбора кадров в 3 раза увеличилось число конкурсов, число претендентов при этом увеличилось в 2 раза. Вдва раза сократились нарушения конкурсных процедур.
По рекомендации3.6. «Доступ к информации» экспертами положительно оценено принятие Закона «О доступе к информации» (принят 16 ноября 2015 года и вступили в силу с 1 января 2016 года). Целью закона является реализация конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. В разработке и обсуждении законопроектов принимали активное участие представители международных и казахстанских неправительственных организаций (ОБСЕ, ПРООН, Internews Kazakhstan, ОФ «Правовой медиа-центр», ОФ «Международный фонд защиты свободы слова «Әділсөз»).
Законом закреплены следующие способы доступа к информации:
- письменный и устный запрос, в т.ч. в электронной форме, направленный посредством блог-платформы первых руководителей государственных органов без подписания электронной цифровой подписью. По устному запросу предоставляется информация справочного характера о деятельности обладателя информации;
- размещения информации в помещениях, занимаемых обладателями информации;
- обеспечения доступа на заседания коллегий государственных органов;
- онлайн-трансляции открытых заседаний Парламента, маслихатов и коллегий государственных органов, проводимых по итогам года;
- размещения информации в СМИ;
- размещения информации на Интернет-ресурсе;
- заслушивания и обсуждения отчетов руководителей центральных государственных органов, акимов и руководителей национальных ВУЗов;
- размещения информации на интернет-портале «электронное правительство».
В свою очередь, в целях обеспечения соблюдения законодательства по вопросам доступа к информации в Кодексе по административным правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконное ограничение права на доступ к информации (ст. 456-1 КоАП).
Так, за неправомерный отказ в предоставлении информации, предоставление заведомо ложной информации, размещение заведомо ложной информации в СМИ, на интернет-ресурсе обладателя информации, на интернет-портале открытых данных, а также неправомерное отнесение информации к информации с ограниченным доступом предусмотрено наложение административного штрафа.
Сотрудничество с ОЭСР является стратегическим приоритетом для Казахстана. Департамент, в рамках своей компетенции, продолжит работу по имплементации лучших практик и рекомендации ОЭСР в процессе дальнейшего совершенствования институциональных реформ и государственной политики страны. Каскин Т.Т.
Руководитель Департамента
Агентства РК по делам государственной службы
и противодействию коррупции
по городу Астане