суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
-2oC
Астана:
icon
-6oC
×

Алматы справедливо называют городом духовных богатств

Алматы относится к историческим городам Казахстана, его возраст насчитывает тысячу лет. Территория, где расположен современный город Алматы, до появления его предшественника – средневекового Алмату в XI–XII вв. обживалась людьми еще раньше на протяжении трех-четырех тысячелетий, как показывают памятники археологии, зафиксированные в урочище Алматы и прилегающих к нему предгорий Заилийского Алатау. Кроме археологии история города богата многочисленными памятниками исторического и культурного наследия нашей страны новейшего времени и периода становления и развития суверенного Казахстана. Поэтому южную столицу справедливо называют городом духовных богатств, а его памятники включены в список «Сакральные места Казахстана».

Одной из сакральных достопримечательностей Алматы, вошедшей в список «Сакральные места Казахстана», является курганный могильник (некрополь) Боралдай VI–III вв. до н. э. – один из крупных погребально-культовых комплексов номадов раннего железного века в Северо-Восточном Семиречье. Некрополь был выявлен в 1956 году Семиреченской археологической экспедицией, но после этого долгое время оставался вне поля зрения археологов. В 2005 году Боралдай всесторонне обследовала археологическая экспедиция Института археологии имени А. Х. Маргулана под руководством З. С. Самашева. По результатам исследований была издана книга « Курганы Боралдая» с подробным описанием каждого кургана могильника. Постановлением акимата г. Алматы № 4/840 от 10 ноября 2010 года некрополь взят под охрану как памятник истории и культуры местного значения. Постановлением акима города № 1/185-390 от 28 марта 2006 года территория, занимаемая Боралдайскими курганами, площадью 430 га была передана под юрисдикцию Музея истории города Алматы для создания музея под открытым небом – археологического парка «Боралдайские сакские курганы».

Курганный могильник Боралдай находится на северо-западной окраине Алматы в Алатауском районе, занимая возвышенное плато между реками Боралдай и Улькен Алматы. На юге плато с археологическим памятником ограничено Большим Алматинским каналом, на севере – обрывами старого карьера, где в прошлом Бурундайским кирпичным заводом добывалась глина.

В настоящее время могильник занимает территорию протяженностью 3,4 км, шириной 1,2 км. На этой территории выявлено 52 различных по размерам и высоте кургана и 12 древних земляных карьеров. Боралдайские курганы имеют вид усеченного конуса, сооружены из земли с использованием камня для обкладки насыпи, крепид и строительства около курганных ритуально-культовых сооружений. На их вершинах имеются впадины – следы оплывших грабительских воронок.

Курганы сгруппированы в виде цепочек или расположены бессистемно, редко одиночно. Основными группами памятника являются северная и южная цепочки крупных курганов сакского времени, вытянутые в направлении «север – юг».

В северной группе три крупных кургана – Большой, в центре плато, диаметром 150 м, высотой 14,4 м, с остатками каменных жертвенников вокруг и менгиром с изображением сцены терзания в скифо-сакском зверином стиле. Два других диаметром 72 и 83 м, высотой 7,6 и 9,5 м – к югу и северу от него. Менгир в виде удлиненного гранитного валуна со сценой терзания копытного животного хищником был обнаружен в 2005 году с восточной стороны Большого кургана. На камне выбиты изображения тигра, горного козла (таутеке) и зайца. Все персонажи характерны для изобразительного искусства саков Центрального Казахстана, Семиречья и отражают мифологические сюжеты ранних кочевников.

В южную цепочку входят четыре крупных кургана диаметрами от 70 до 108 м, высотой 5–6 м.

К западу от основных цепочек некрополя, на краю плато, находятся группы невысоких расплывшихся курганов. Расположенные бессистемно, вероятно, представляют погребения рядовых кочевников или, как показали раскопки одного из них, относятся к археологическим культурам более позднего, чем сакский, периода.

В западной половине плато рядом с цепочками крупных курганов сохранились двенадцать древних карьеров, в которых бралась земля для сооружения насыпей. Карьеры имеют размеры от 20x15 м до 260x100 м. Наиболее крупные карьеры расположены в районе Большого кургана.

Начало формирования некрополя Боралдай относится к раннему железному веку и связано с племенами саков. В VIII–III вв. до н. э. сакские кочевые и полукочевые племена населяли обширную территорию современного Казахстана, Средней Азии, Восточного Туркестана и Афганистана.

В эту эпоху в предгорьях Заилийского Алатау располагались многочисленные поселения, курганные некрополи и святилища саков. Сакские племенные союзы достигли уровня раннегосударственных образований, имели иерархически организованные социальные структуры и соответствующие им высокоразвитые идеологические и религиозно-мифологические системы. Каждое культурно-этническое образование, входившее в сакский племенной союз, имело свой религиозно-культовый центр, который в мифологическом сознании древних номадов соответствовал центру освоенного, то есть сакрализованного пространства.

Одним из таких центров в подгорной зоне северных склонов Заилийского Алатау в VIII–III вв. до н. э. стало Боралдайское плато, которое саки выбрали как место захоронения своей кочевой элиты и рядовых воинов-номадов. В сакский период на плато были возведены основные группы погребальных сооружений некрополя – величественные крупные, средние и малые курганы.

Курганы Боралдая различаются по размерам и высоте, что свидетельствует о социальной стратификации сакского общества. Наиболее монументальные погребальные сооружения в виде крупных курганов возводились над погребениями кочевой элиты, то есть. лиц высшего социального ранга – племенных вождей; средние – для племенной аристократии и воинской знати; малые – для рядовых кочевников. Огромные курганные некрополи, располагавшиеся не так давно в предгорьях Заилийского Алатау, включая Боралдай; находки многочисленных кладов культовых бронз сакского периода – котлы, жертвенные столы, курильницы, говорят о сакральности этой территории. Места нахождения здесь, как полагает археолог А. Акишев, царского рода саков, их святилищ и могил вождей, которые являлись также верховными жрецами. Сакские могильники, расположенные на нижних террасах гор Заилийского Алатау и тянущиеся по берегам сбегающих с гор рек, обозначали путь умерших сородичей в мир мертвых.

В сакрализации кочевниками этой территории немаловажное значение имели ландшафтные особенности: величественные горы со снежными, сверкающими на солнце пиками, устремленными в небо – в мир богов. Гора в архаичном сознании древних кочевников воспринималась как центр мироздания и модель вселенной. Планиграфия курганов Боралдая, несомненно, была связана с панорамой Заилийского Алатау. Величественные курганы кочевой элиты на фоне белоснежных горных вершин олицетворяли микрокосм саков, демонстрировали могущество и божественность сакских вождей. Погребальные сооружения кочевой элиты были рукотворными «горами» на фоне небесных гор Алатау. Таким образом, сакский период – время наиболее активного функционирования некрополя Боралдай, превращение его в сакральную и ритуально-культовую территорию кочевых саков. Функция памятника как места захоронения и почитания номадами предков, по всей видимости, продолжала сохраняться, как показали раскопки кургана на юго-западном краю плато, и в дальнейшем – когда земли Северо-Восточного Семиречья населяли юэчжи, усуни, гунны и тюркские племена раннего средневековья. Позднее на территории некрополя совершались казахские погребения. Следовательно, формирование и функционирование некрополя на плато Боралдай продолжалось на протяжении почти двух тысячелетий.

В настоящее время курганный некрополь Боралдай – это единственный элитарный могильник сакской культуры, сохранившийся в почти не тронутом виде. Известные и распространенные ранее в урочище Алматы и на прилегающих к нему территориях многочисленные курганные некрополи на данный момент полностью уничтожены или значительно искажены в результате урбанизации и активного антропогенного освоения подгорной зоны Заилийского Алатау. Создание археологического парка сохранило курганы Боралдая от разрушения, хотя они могли повторить судьбу многих аналогичных, но исчезнувших памятников. Например, в Талгарский могильник сакской элиты, по данным исследований 1960 года, входили 444 погребальных сооружения, включая уникальные пирамидальные курганы. Но прошло время, крупнейший некрополь был распахан, застроен дачами и кварталами райцентра и к середине 90-х в нем осталось около 40 насыпей.

Курганы Боралдая как сохранившийся объект наследия сакского периода важны для изучения планиграфии и топографии некрополей ранних кочевников, типов их надмогильных сооружений, обряда погребений, мировоззрения и идеологии.

По сравнению с другими археологическими заповедниками Казахстана археологический парк «Боралдайские сакские курганы» находится в исключительно благоприятных условиях. А месторасположение в черте Алматы с наличием необходимой для приема путешественников городской инфраструктуры, определяет его важную составляющую в туристической индустрии южного мегаполиса республики.

Источник: «Вечерний Алматы»

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0