ИА «NewTimes.kz» продолжает цикл интервью с представителями научно-экспертного сообщества об актуальных на сегодняшний день нормах и принципах реализуемой Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы.
В принятой Концепции затронуты все аспекты, связанные с совершенствованием государственной политики в сфере религии, отметила в своем интервью доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения и культурологии факультета философии и политологии Казахского национального университета имени аль-Фараби Калимаш Бегалинова.
Калимаш Капсамаровна, что вы думаете об основных принципах и общих подходах государственной политики в области религии?
— Для нашей поликонфессиональной страны, имеющей либеральное законодательство в сфере религиозной деятельности, разработка и реализация долгосрочной «Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017 - 2020 годы» имеет важное значение, поскольку она направлена на дальнейшее укрепление отношений взаимной терпимости и уважения между различными религиозными объединениями. В Концепции затронуты все аспекты, связанные с совершенствованием государственной политики в сфере религии.
Тем не менее, с моей точки зрения, в Концепцию можно было внести некоторые положения, связанные с миссионерской деятельностью (ведь миссионеры не всегда действуют с благородной целью), с анализом зарубежного законодательства в отношении тех или иных религиозных конфессий, учитывая их опыт взаимоотношения с теми религиозными объединениями, которые имеют распространение в нашей стране, уделить внимание тем СМИ, которые должны проводить регулярные пропагандистские и разъяснительные мероприятия в религиозной сфере и т.д.
Каковы ожидаемые результаты государственной политики в области религии в Концепции 2017-2020 годов?
— Если при реализации Концепции будут учитываться комплексный характер, конструктивность взаимодействия со всеми правительственными и неправительственными структурами, прежде всего с АНК, то эффект будет позитивный и все ожидаемые результаты в различных сферах государственных органов воплотятся на практике.
Принятия единой Концепции политики государства в его отношениях с религиозными объединениями во многом отвечает важнейшим требованием законности в демократическом государстве, пояснила ответила доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения и культурологии КазНУ имени аль-Фараби Шамшия Рысбекова.
Шамшия Сайдыгалиевна, что вы думаете об основных принципах и общих подходах государственной политики в области религии?
— Центральной проблемой построения гражданского общества любой страны, в том числе и Казахстана, являются взаимоотношения государства и общества. Все остальные возникающие проблемы, в том числе и конфессиональные, – следствие разрыва между властью и обществом. Его преодоление невозможно без полной реализации конституционных принципов в области свободы совести, призванных быть средством защиты человека и общества от идеологического господства любых доктрин и структур и являющихся непременным условием правовой демократии. Поэтому принятия единой Концепции политики государства в его отношениях с религиозными объединениями во многом отвечает важнейшим требованием законности в демократическом государстве – соответствием законов и иных нормативных правовых актов потребностям правового регулирования общественных отношений. Как отметил в своих трудах М.И. Одинцов: «…светское государство не может теперь проводить исключительно вероисповедную политику, оно объемлет в рамках своей внутренней и внешней политики интересы уже не только религии как таковой и религиозных организаций (церквей, вероисповеданий, культов, движений и тому подобных), но и интересы нерелигиозных граждан и создаваемых ими организаций. Именно поэтому политика такого государства должна характеризоваться как политика в сфере свободы совести».
Отныне светское государство, признавая факт нерелигиозного мировоззренческого выбора и наличия общественных объединений, создаваемых его последователями, не ограничивается вероисповедной политикой, а рассматривает ее лишь как часть более широкого явления – внутренней политики по отношению к сфере мировоззренческих убеждений граждан и создаваемых ими объединений.
Каковы ожидаемые результаты государственной политики в области религии в Концепции 2017-2020 годов?
— Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межэтническое и межконфессиональное согласие является безусловным приоритетом, важнейшим условием самого существования государства. Здесь у нас есть основа, фундамент. Это многовековой опыт. При этом мы видим, что межэтнические отношения – это сложнейшая, чувствительная сфера. Она постоянно развивается, здесь появляются новые проблемы, к сожалению, и острые вызовы. И чтобы грамотно, содержательно на них отвечать, нужны современные и гибкие решения.
Именно такие подходы намечены в Концепции госполитики в религиозной сфере на 2017-2020 годы. И во многом благодаря её реализации Казахстан успешно противостоит глобальным угрозам: это экстремизм и терроризм. Огромное значение имеет также предупреждение и предотвращение этнических и религиозных конфликтов.
То, что их количество, количество людей, которые так оценивают ситуацию в сфере межэтнических отношений, растёт, – безусловно, хороший знак. Но это не повод для снижения внимания к вопросам профилактики экстремизма и межнациональной напряжённости. Тем более что в современном мире нарастают тенденции размывания традиционных ценностей и разжигаются межэтнические и межрелигиозные розни, противоречия.
Мы, безусловно, должны и будем противостоять этим разрушительным тенденциям. И здесь ключевая роль принадлежит общественному и духовному единству нашего народа. Оно складывается из осознания гражданами Казахстана, что у них — людей разных этносов — общая страна. В своем интервью экс-министр по делам религий и гражданского общества РК Нурлан Ермекбаев отмечает, что уверен, принятие и начало реализации с 2017 года Концепции госполитики в религиозной сфере на 2017-2020 гг. может стать знаковым этапом на пути построения гражданского общества, что результаты реализации концепции пойдут на укрепление светских устоев государства и на то, чтобы не допустить использования религии в деструктивных целях. Способствуют укреплению государства, совершенствованию законодательства в религиозной сфере, послужит гарантией прав граждан на свободу совести и уважение религиозных убеждений и обеспечат условия для полноценного функционирования религиозных объединений.