21 декабря 2016 года Комитет национальной безопасности провел спецоперацию по нейтрализации казахстанских ячеек религиозно-экстремистской организации «Ат-Такфируаль-Хиджра». В результате были задержаны 33 человека. Из них в Алматы задержали 14 человек, в Алматинской области ― 14 мужчин, в Актобе ― двоих и троих ― в Атырау. Все задержанные граждане РК, женщин среди них не было. По данным специальных органов, они активно пропагандировали экстремистскую идеологию и призывали к построению на территории республики теократического государства. Тогда стало известно, что деятельность казахстанских ячеек организации «Ат-Такфируаль-Хиджра» управлялась из-за рубежа.
В основном задержанные были уроженцами Алматинской, Атырауской и Мангистауской областей. О том, где находятся члены группировки, удалось узнать из сообщения бдительной жительницы поселка Кызыл Кайрат Талгарского района Алматинской области Майры Алпысбаевой.
«Рядом с моим домом снимали квартиру молодая семья, жена носила черный хиджаб, а муж с укороченными брюками ходил, к ним часто приходили такие же их друзья. Они с соседями не общались, вели замкнутый образ жизни. Около года я следила за ними, потом все-таки сообщила в полицию. Мои подозрения оправдались, соседи оказались сектантами, членами опасной группировки. Я переживаю за своих детей, не хочу, чтобы они попали в силки таких опасных сект», ― рассказала женщина.
Одним из задержанных во время спецоперации КНБ был уроженец города Актау Алексей.
«Нам надо было придерживаться секретности, лишнее по телефону не говорить. Нам говорили, что Казахстан — не мусульманская страна, кафирское государство, которое не живет по шариату. Мы все вместе собирались, уроки проходили. Абдульхака (гражданское имя Мурат Бакраев, уроженец Атырауской области ― NT) считаем своим амиром, который сейчас проживает в Чехии. Все лекции мы заучивали наизусть и сдавали по ним экзамены».
Последователи организации боялись выходить из нее, за попытку покинуть ряды секты духовные лидеры жестоко наказывали своих учеников, рассказал в эфире телеканала «Первый канал «Евразия» еще один задержанный по имени Марат.
«Лидеры организации не разрешали ее членам «водить детей в школу, делать прививки и иметь документы», ― говорит он. По словам Марата, они называли такое поведение «такфир» (обвинение в неверии). Еще один член группировки, проходивший по делу в качестве свидетеля, Диас Жалилов сообщил, что они исповедуют «Чистый ислам», и никогда не слышали про «такфиризм».
После окончания досудебного расследования несколько членов группировки получили сроки тюремного заключения в колонии общего режима от 2 до 8 лет.
«Крестный отец» такфиризма в Казахстане
Эксперт в области религиоведения и религиозного экстремизма профессора ЕНУ им. Л. Гумилева, директор Института геополитических исследований Асылбек Избаиров считает, что «шейх Халил» является «крестным отцом» такфиризма в Казахстане и «несет прямую ответственность» за все проявления этой идеологии в Казахстане, включая теракты последних лет».
Кто такой шейх Халил?
В 2015 году «шейх Халил», то есть Абдухалил Абдужаббаров, уроженец города Шымкента, был арестован властями Саудовской Аравии по запросу Казахстана и через 2 года депортирован на Родину. В августе 2017 года шейх Халил был признан виновным в «возбуждении социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды, повлекшей тяжкие последствия» и приговорен к 8 годам колонии. Во время судебного разбирательства, которое проходило в Уральском городском суде Западно-Казахстанской области, выяснилось, что 42-летний шейх Халил призывал называть «кафирами» тех мусульман, кто не читает намаз, а также призывал к джихаду.
Он сообщил что, в начале 2000 годов, в Атырау был джамагат Аюба (Аюб Астраханский), примерно человек 300, которые всех, кроме себя, считали «кафирами» (неверными, включая этнических мусульман). С начала нулевых годов он занимался продвижением «Чистого ислама», был популярен в интернете, создал несколько ячеек последователей в различных городах. Также его последователи совершили в Казахстане ряд терактов, другие его сторонники примкнули к боевикам в Афганистане и Сирии. В своей книге «Мой путь духовного возрождения» Турарбек Кусаинов, уроженец города Атырау, тоже утверждает, что в 2000 годы на Западе Казахстана начало распространяться влияние радикального течения так называемых «такфиристов», которые опровергали каждое действие имамов мечетей.
Откуда растут корни «Чистого ислама»?
Российский журналист Константин Казенин в своей статье «Неуловимый Аюб» указывает, что одним из лидеров ваххабитского движения являлся Ангута Ангутаев (Аюб Астраханский), уроженец села Кванада Цумадинского района Дагестана (Россия). Родное село Аюба Кванда примечательно тем, что его жители подпольно следовали исламским традициям на протяжении всего советского времени. Однако это был именно традиционный дагестанский ислам, а не ваххабизм. Последний же появился в Кванаде в 1993 году. Это привело к настоящему расколу в селе. Ваххабиты активно пользовались литературой, изданной в Саудовской Аравии. Семья Аюба переехала в Астрахань в 1970-80 годы, и смогла построить успешный бизнес. С начала 90-х годов Аюб стал сторонником салафитского ислама и создал собственный «джамаат» (общину). Община получила в публицистике наименование «астраханские ваххабиты». Они стремились исповедовать «Чистый ислам», освобожденный от многих накопившихся наслоений, при этом во многом опираясь на религиозный опыт Саудовской Аравии. В середине 90- х его последователи вели активную миссионерскую работу, что обеспечило значительный приток новых членов в общину, не только выходцев с Северного Кавказа, но и казахов, татар и русских. К 2000 году «аюбовцы» вынуждены были покинуть и Астрахань. В данное время Ангута Ангутаев является гражданином Бельгии.
7 февраля 2009 года на просторах интернета появляется информация о том, что в столице Чехии казахские беженцы провели демонстрацию протеста против дискриминационной миграционной политики чешских властей. Они сделали заявление, где просят помощи у международного сообщества и Европейского союза. Как утверждает журналист из «Радио Азаттык», в демонстрации участвовали десятки беженцев из Казахстана, которые называли себя последователями общины «Чистая вера» («Чистый ислам», те самые последователи Аюба Астраханского, которых завербовал шейх Халиль).
В чем суть?
Согласно мусульманскому праву, которое называется «фикх», мусульмане, в принципе, не могут вести вооруженный джихад против мусульман. То есть, чтобы в мусульманской стране, в мусульманском обществе объявить окружающим джихад, нужно сначала объявить их неверными и вынести им «такфир». По шариату, жизнь и имущество, и в целом права не мусульман столь же священны и неприкосновенны, потому что они живут с мусульманами по единому общественному договору. В том числе, если они живут в светском государстве. Более того, даже права граждан немусульманских государств точно так же неприкосновенны, поскольку их правительства состоят в договорных отношениях с правителями мусульманских стран. Если гражданину мусульманской страны вздумалось совершить теракт в немусульманской стране, то ему сначала придется сделать «такфир» своему собственному правительству. И тогда все международные договора, заключенные этим правительством, станут для него недействительными, со всеми вытекающими последствиями.
Три принципа «такфира» выступают в роль детонатора. Конкретно – обвинение не читающих намаз в вероотступничестве, объявление светских правителей идолами (тагуты), а также отрицание принципа «оправдания по незнанию». Именно эти воззрения и открыло дорогу для псевдоджихада в Казахстане. Члены группировки «Ат-Такфируаль-Хиджра» пропагандируют «такфиризм», или обвинение в неверии, что является идеологической основой «Аль-Каиды» (запрещенная организация в РК), «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) (запрещенная организация в РК) и многих других террористических организаций. «Последователи «Ат-Такфируаль-Хиджра» одобряют действия террористов в Сирии и Ираке, а также в целом отрицают светскую форму правления и конституционные законы страны. Группировка, название которой означает «Обвинение в неверии и уход» на арабском языке, была основана в Египте в 1960-х гг. Данная организация признана экстремистской судебным решением в 2014 году, ее деятельность запрещена на территории Казахстана. Включена в перечни террористических организаций в США, России, Китае, Египте, Ливии, Марокко, Таджикистане, Узбекистане и ряде других стран.
По обновленной статистике новой антитеррористической госпрограммы: из лагерей международных террористических организаций, а также опорной и транзитной инфраструктуры в третьих странах возвращены либо самостоятельно вернулись 125 граждан Казахстана, из них 57 привлечены к уголовной ответственности за участие в террористической деятельности. Кроме того, за последние четыре года не допущен выезд в зоны террористической активности 440 рекрутов-казахстанцев (2014 год – 136, 2015 год – 151, 2016 год – 91, 2017 год – 62).По данным специальных органов, на ноябрь 2017 года в рядах ДАИШ в Сирии и Ираке находились 347 граждан Казахстана. Из них продолжали активно участвовать в боевых действиях 96 мужчин. Также, согласно информации казахстанских спецслужб, в декабре 2017 года в сирийско-иракской зоне находились 390 детей в возрасте до 16 лет — 214 мальчиков и 176 девочек.
Недавно на просторах интернета появилась сводка о том, что трех казахстанок в Сирии казнили. По данным чата общественных организаций женщин Северного Кавказа, 6 казахстанок из Сирии собирались вернуться на родину. Но из-за нехватки финансовых средств на обратный путь трое девушек из Актобе ― Гульбану (религиозное имя УммМариям) и Дарина (УммМуса), Салтанат (УммАтика) из Тараза убили трех своих подруг и семилетнего ребенка, забрав деньги, они бежали. Но их задержали боевики ДАИШ и предали шариатскому суду, решением которого лишили жизни.
В поступках юных убийц не было ни капли сострадания свойственного верующему мусульманину. Ради денег они не пожалели своих сестер по вере, соотечественниц и даже невинного ребенка! В руках умелых манипуляторов-сектантов юные девушки превратились в безжалостных киллеров. Это повод призадуматься, для каждого, кто по собственному уразумению в интернете ищет «наилучших» проповедников, игнорируя традиционный ислам, адаптированный под менталитет казахов.
Все данные получены из открытых источников.
Кальбинур Хошназарова