+7 (7172) 79 78 20

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
11.11.2018 в 16:22

«Рухани жаңғыру» подчеркивает важность сохранения национальной идентичности

Сохранение национальной идентичности – одно из важнейших направлений на пути реализации программной статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

Процесс модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца в апогее своего развития. «Рухани жаңғыру» на устах пенсионеров и школьников, чиновников и бизнесменов. Программа модернизации базируется на ряде направлений, об одном из которых нам расскажет кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова в Алматы Салтанат Асанова.

«Рухани жаңғыру» подчеркивает важность сохранения национальной идентичности Фото взято с сайта Baq.kz

По словам специалиста, «Рухани Жаңғыру»  - программная статья Главы государства,  ориентированная на возрождение духовных ценностей казахстанцев с учетом всех современных рисков и вызовов глобализации. Статья подчеркивает важность модернизации общественного сознания, развития конкурентоспособности, прагматизма, сохранения национальной идентичности, популяризации культа знания и открытости сознания граждан. Эти качества должны стать основными ориентирами современного алматинца.

Салтанат Амиргалиевна, что такое национальная идентичность, из чего формируется данное определение?

– Каждая эпоха ставит свои задачи, и наступивший XXI век не является исключением. Сложный и тернистый путь, пройденный казахским народом за прошедшие столетия, ознаменовался очередным историческим вызовом, связанным с необходимостью формирования новой казахстанской идентичности в сложных и противоречивых условиях современности.

Основой идентичности народа является определенная картина мира, состоящая из совокупности определенных этнических констант, представляющих собой бессознательные комплексы, своеобразную форму упорядочения опыта. Они складываются в процессе адаптации человеческого коллектива к окружающей природно-социальной среде и выполняют в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за ее эффективную адаптацию. Совокупность этнических констант составляет картину мира этноса, которая наследуется и сохраняется из поколения в поколение, но при этом ее составляющие разнообразны и по существу неисчерпаемы. В разные периоды истории актуализируются одни и отходят на второй план другие. Другими словами, если в прошлом казахский народ вел кочевой образ жизни и, соответственно, обладал определенным набором этнических констант, то они сохраняются и никуда не исчезают. Однако в разные исторические эпохи происходит смена ценностных ориентиров, которые больше соответствуют потребностям народа и лучше способствуют приспособлению этноса к новым условиям существования. Но источником этих актуализированных ценностных установок являются прежние этнические константы.

Существует несколько подходов в определении процесса формирования идентичности. В данном случае мы придерживаемся определения, согласно которому: «Национальная идентичность – это особая форма идентичности, которая не является естественно заданной, а должна вырабатываться и распространяться главным образом через усилия интеллектуалов, политиков и общественных активистов, которые делают связь с нацией основополагающим компонентом сознания».

Какая роль отведена историческому наследию и национальному сознанию в формировании идентичности?

– Формирование адекватной картины исторического прошлого казахского народа осложняется тем, что большинство ныне живущих казахов прошли этапы своей социализации в существенно различающихся социально-политических условиях, что привело к определенным искажениям в историческом сознании.

Если рассматривать советское время, то в этот период коммунистической идеологией была достаточно успешно реализована историко-культурная парадигма, призванная сформировать новый взгляд казахского народа в отношении собственной истории и культуры. Идеологической основой этой парадигмы служило положение, что только советская власть открыла дорогу к прогрессу и процветанию казахского народа, в одночасье шагнувшего из феодализма в развитой социализм. Тогда как постсоветский период ознаменовался формированием новой, кардинально противоположной картины исторического прошлого казахского народа. Актуальность истории прослеживается на всех уровнях исторического сознания – от академического до обыденного. Как известно, создание новой концепции истории с точки зрения профессионального подхода требует определенных усилий по изучению документальных источников и их анализа на основе дисциплинарного анализа и, как следствие, требует определенного времени. Однако потребности этноса осознаются, и вполне естественны попытки создать требуемый продукт, то есть национальную историю сегодня в русле ее актуальности. Этим объясняется обилие исторических исследований, не выдерживающих критики с точки зрения академического знания, но отвечающих сегодняшней потребности.

При этом необходимо учитывать, что национальная история является прошлым, которое особым образом организовано и во многом является «сконструированным». Поскольку «…искаженное восприятие собственной истории – это существенный фактор в процессе формирования нации». В данном случае искажение понимается как процесс сознательного и выборочного отбора, когда нация должна многое «забыть», но и многое «вспомнить» в своем историческом прошлом.

В таком случае какая часть нашей исконной духовной культуры должна стать незыблемой в формировании новой модели казахстанской идентичности?

– Характерная черта традиционного казахского сознания, о которой сегодня почти забыли, хотя оно как нельзя лучше отвечает современным вызовам, это гражданственность, высокая социальная ответственность. Кочевое общество, основанное на главенстве рода, почти полностью нивелирует личные индивидуальные потребности человека. К тому же жизнь в ауле, юрте абсолютно открыта, здесь, что бы ни совершил человек, все находится в поле зрения других. Отсюда высокая ответственность за свои слова и поступки. Поэтому человек – только звено в бесконечной цепи рождений и смертей. Обожествление предков рода, поклонение им обязывает и тебя жить как на виду, поскольку ты тоже вскоре станешь предком. Героическое прошлое казахского народа также является источником позиционирования казахов как воинственного и сильного духом народа. Поскольку именно кочевники привнесли в мировую культуру так называемый рыцарский этос – так, воинственность и мужественность являются основными характеристиками кочевника в прошлом. Ведь благосостояние кочевника зависит от скота, и это богатство нельзя спрятать, его можно только защитить. Более того, в этнологических и культурологических исследованиях подчеркивается, что тяжеловооруженная конница, созданная кочевниками, обеспечивала военное преимущество вплоть до изобретения огнестрельного оружия. Многие народы старались перенять это искусство, и стало уже общим утверждение, что средневековый европейский рыцарь и японский самурай – это калька с образа тяжеловооруженного кочевника.

Как правило, четко выраженная идентичность присутствует в стабильных обществах, в условиях упорядоченной социально-политической реальности. Казахи имеют историю, которая мало давала времени на спокойное и созидательное существование. Именно поэтому новый этап развития казахского народа в условиях государственного суверенитета и как государствообразующей нации открывает большие перспективы. И несмотря на сложность и противоречивость XXI века, в котором казахскому народу приходится решать проблемы формирования нацио­нальной идентичности, есть основание надеяться на возможность положительного ответа на новый вызов исторической действительности.

Беседовала Саида Ахметова

Газета «Вечерний Алматы»


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии в первом абзаце гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте ИА «NewTimes.kz». Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 797820
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика