пятница, 29 марта 2024 г.
icon
449.58
icon
486.94
icon
4.86
Алматы:
icon
7oC
Астана:
icon
1oC
1xadv
×

Для модернизации общественного сознания есть все необходимые условия - сениор-лектор Satbayev University о «Рухани жаңғыру»

Президент Нурсултан Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» поставил, безусловно, актуальную проблему модернизации общественного сознания. Для этой модернизации есть все необходимые условия – политическая стабильность, межэтническое и межконфессиональное согласие, признание мирового сообщества. Об этом на страницах газеты «Вечерний Алматы» пишет сениор-лектор кафедры общественных дисциплин Satbayev University Тауекель Оспанов.

Фото взято с сайта ru.sputniknews.kz
Фото взято с сайта ru.sputniknews.kz

По его словам, философское понимание сознания и его неотъемлемой формы, выраженной в общественном сознании, находится в диалектическом единстве с понятием модернизации. Модернизация есть одна из существенных черт развития общественного сознания. Тем лучше, что сегодня модернизация получает существенный импульс со стороны государства. Темпы развития человеческой цивилизации приобрели небывалый размах, и у Казахстана уже нет времени на адаптацию к новым условиям развития экономики, политики, науки и так далее. Поэтому идти в ногу со временем нам поможет сопутствующая модернизация общественного сознания. Грамотный научный подход, с четким пониманием, что такое «сознание» и каковы механизмы его модернизации – вот залог успешной реализации данной идеи.

Модернизация общественного сознания – это актуальное направление внутренней политики Республики Казахстан. Однако, попытаемся подойти к этому явлению с точки зрения философии, чтобы понять, какова объективная основа модернизации общественного сознания. С точки зрения диалектического подхода, для того, чтобы изучать какое-либо явление, необходимо начать с анализа его основополагающих понятий. Для модернизации общественного сознания такими понятиями будут являться: сознание, общественное сознание и модернизация. Нам необходимо определить дефиниции данных понятий и выявить их синкретичность. После этого мы можем судить о явлении с точки зрения его целостности и логической обоснованности.

Ключевым понятием идеи модернизации общественного сознания является само сознание, как объект воздействия. Чтобы дать дефиницию «сознанию», обратимся к наиболее авторитетному источнику - «Новой философской энциклопедии»: «сознание – состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и самого индивида, в отчете об этих событиях». То есть сознание это то, что имеет отношение к жизни каждого отдельного человека. Каждый психически здоровый индивид обладает восприятием окружающей действительности, однако индивиды не живут сами по себе, а находятся в обществе. Общество кардинально влияет на сознание индивидов, проходящих этапы социализации, воспитывающихся в системе ценностей и запретов. Таким образом, субъективно и объективно формируется сознание человека как гражданина страны. Здесь мы выходим на проблему идентичности, когда сквозь призму сознания каждого человека формируются его этническая, конфессиональная, гражданская идентичности.

Можно ли сказать, что механическая совокупность индивидуальных сознаний есть общественное сознание? Прежде всего, необходимо отметить, что общественное сознание ― это сфера, противоположная сознанию индивидуальному, но в то же время, неразрывно с ним связанная. Индивидуальное сознание, то есть сознание каждого отдельного человека, является составным элементом общественного сознания. В этой связи академик В.А. Лекторский подчеркивает, что в разные исторические эпохи «сознание иногда понималось как синоним совокупности идей – индивидуальных или коллективных». Вероятно, когда речь идет о модернизации общественного сознания, имеется в виду именно такое понимание сознания – как некой совокупности идей, объединяющих индивидуальные сознания в единое целое. Характеристиками такого сознания будут выступать чувство гражданственности, патриотизм, осознание причастности к государственному целому и принятие идеологии.

«Сознание» является фундаментом понятия «общественное сознание». Понимание общественного сознания находится в двух плоскостях.

Первая плоскость ― когда индивид, живя в конкретном государственном образовании, волей или неволей находится в сфере общественного сознания этого государственного целого. В данной плоскости нормы, ценности и запреты общественного целого определяются государством в виде юридических норм и законов. Например, уважение к государственным символам данной страны, ценность института семьи в её традиционном понимании, запрет на все, что может принести урон государству и его суверенитету. В данной плоскости свобода, прежде всего, трактуется как свобода внешняя, и угроза ее лишения является главным лейтмотивом регуляции нарушения норм. Данная плоскость стремится к воспроизводству человека определенного типа личности, необходимой для поддержания именно этой государственной системы и ее идеологии. Общественное сознание в первой плоскости находится в жесткой зависимости от исторического прошлого ― оно стремится удревнить себя и через это продемонстрировать свое величие и законное место среди мировых стран и народов, оно всегда смотрит в будущее с оглядкой на прошлое, и этот груз обид, поражений или побед все время тянет данное сознание назад.  История приукрашивается, реставрируется а иногда и просто реанимируется.

Вторая плоскость – когда общественное сознание имеет общечеловеческий уровень. То есть это ценности, нормы и табу общества как человеческого объединения, независимо от того, к какому государственному образованию оно относится. Например, принятие другого человека именно как человека, безотносительно к его национальности, вероисповеданию или языку. Государство в этой плоскости понимается не как жесткая структура коммунистического или фашистского типа, но скорее как «место для проживания», которое необходимо сделать как можно более комфортным и безопасным для человека. Данная плоскость способствует развитию человека как личности, чему способствует понимание свободы не только (и не столько) как внешнего фактора жизни (живи по закону и тебя не лишат свободы), а больше как внутреннего (будь свободен, самореализуй себя так, как хочешь, живи по совести). Общественное сознание второй плоскости сохраняет свою историю и культуру, но всегда смотрит только вперед. Здесь нет место комплексу неполноценности, который всегда заставляет общество самоутверждаться за счет истории.

Справедливости ради, можно отметить, что две эти плоскости общественного сознания могут пересекаться, и тогда мы наблюдаем, к примеру, общество «эталонной» демократии, соблюдения прав и свобод человека, в котором все находится под жестким государственным контролем, принципом доносительства и всеобщего недоверия. Точно так же, нет индивидуального сознания, свободного и независимого от того общества, тех ценностей и норм, которые оно проводит и в которых это сознание формируется. Иначе говоря, общественное сознание формирует сознание индивидуальное. Это нельзя оценивать в категориях «положительное/отрицательное», как и экстраполировать на всех членов общества. Например, в фашистской Германии тоже были люди, чье индивидуальное сознание не поддалось общей истерии построения Третьего рейха.

Необходимо задать вопрос – возможно ли модернизировать общественное сознание без обращения к его первооснове – сознанию индивидуальному. Конечно, целое всегда больше каждой из своих частей, и изменение общественного сознания будет означать изменение всех составляющих его элементов, то есть сознаний индивидуальных. Однако, насколько глубинным и эффективным будет этот процесс, если ориентироваться на целое, не учитывая того, что его составляет? Я имею в виду следующее – модернизация индивидуального сознания ― очень долгий и трудоемкий процесс, причем никогда нельзя ручаться, что он закончится положительно. Приемы влияния на сознание ― НЛП (нейролингвистическое программирование), гипноз, манипуляция, формирование определенных симулякров и так далее. Однако в данном случае мы имеем дело не с индивидуальным сознанием как формой высшей нервной деятельности, на которую можно повлиять и получить какой-либо видимый результат в кратковременной перспективе, например, гипнозом или медикаментами. Цель ― модернизация общественного сознания, то есть влияние именно на коллективное сознание и путем этого изменение/модернизация сознаний индивидуальных. К сожалению, следует признать, что ожидать здесь быстрого эффекта не получится, ибо это долгий процесс. Наверное, сменится несколько поколений, прежде чем с полной уверенностью можно будет сказать о полной модернизации общественного сознания казахстанцев. Однако процесс этот запущен уже сегодня и определенная часть населения, особенно молодых людей, обладающих гибкостью мышления и открытых к познанию нового, смогут модернизировать свое сознание.

Считаю нужным отметить, что очень близким к понятию «общественного сознания» является менталитет (ментальность), который определяется как «глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания … совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом». Однако указанная близость нисколько не умаляет коренного различия между сознанием и менталитетом, заключающемуся в том, что сознание есть субъективное или коллективное восприятие и переживание происходящего, а менталитет формируется в зависимости от культуры и социальной среды общества. Общественное сознание и ментальность общества, отталкиваясь друг от друга, все же пересекаются, потому что невозможно представить себе жизнь общества и восприятие им жизни без культуры, «второй природы», созданной человеком. Многообразие культур обусловливает многообразие ментальностей, которые, в свою очередь влияют на то, как человек субъективно воспринимает окружающий мир. Даже если мы возьмем пресловутое различие западного и восточного типа мышления, двух во многом полярных ментальностей, то можно говорить и о двух разных системах общественного сознания. И несмотря на то, что элементы западного образа жизни, связанные с ментальными установками на индивидуализм и потребление, благодаря глобализации, становятся повсеместными во всем мире, они сегодня подвергаются серьезной критике.

Из этого я могу сделать заключение о взаимовлиянии общественного сознания и ментальности, поэтому модернизация первого обязательно должна учитывать особенности второй. Это и подчеркивает президент Н. Назарбаев в своей статье, когда говорит о том, что обязательным условием проведения модернизации является сохранение собственной национально-культурной идентичности, важнейшим составляющим элементом которой является ментальность. «Без опоры на национально-культурные корни», ― подчеркивает президент, ― «модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены» .

Модернизация предполагает не коренной слом или изменение общественного сознания. Так вот, модернизация ― это улучшение старого для соответствия современности ― развитию науки и техники, новым геополитическим реалиям и мировой экономике. По многим параметрам Республика Казахстан уже успешно модернизировалась (экономические реформы, социальные реформы), или находится в данном процессе (новая индустриализация). Ошибочно полагать, что модернизация обязательно будет означать создание таких же условий жизни наших граждан, как в западных странах. Здесь необходимо учитывать, прежде всего, что население Казахстана намного меньше, чем в указанных странах, а экономика, несмотря на ускоренные темпы роста за счет сырьевого сектора, все же нуждается в наличии большего числа налогоплательщиков и наличии собственного производства. У нашей страны свой путь развития, и модернизация соответствует этому пути.

Иногда модернизация общественного сознания, которая должна быть локомотивом модернизации общественного бытия, критикуется с позиций марксистского подхода, господствовавшего в советской философии, и гласящего, что бытие определяет сознание. Этот, ставший вполне хрестоматийным тезис, является ярким примером однобокого материалистического подхода к истории. Он вполне согласуется с решением основного вопроса философии в пользу первичности материи по отношению к сознанию. Однако в современной философии уже нет требования соблюдения принципа партийности, и уже нельзя огульно отрицать влияния сознания на бытие. Все, что бытийствует, проходило уровень обработки и принятия этого сознанием – индивидуальным и общественным. Идеи Просвещения, к примеру, привели к коренной модернизации общественного сознания, что вызвало ряд крупных европейских революций и коренного переустройства общественного бытия. Конфуцианство, модернизировавшее общественное сознание китайцев, явилось залогом стабильности экономического и политического развития Поднебесной. Проблема первичности материи по отношению к сознанию более соответствует вопросам возникновения и целесообразности религии, которые на сегодняшний день утратили свою актуальность в поликонфессиональном казахстанском обществе.

Модернизация сознания не может происходить в обществах закрытого типа или тоталитарных режимах и диктатурах, потому что это процесс усвоения и внедрения в реалии общественной жизни самых лучших образцов политического и экономического устройства, социального менеджмента и образовательных систем нового типа.

Ошибочно полагать, что модернизация сознания может происходить узко ― в рамках одной политической системы, преследующей цели укрепления своего влияния на общество. В таком случае мы будем иметь дело не с модернизацией, а с консерватизацией сознания в рамках одного государства. Модернизация – это, прежде всего открытость миру, это предоставление возможности гражданам мыслить и действовать глобально. Модернизация сознания – это преодоление таких пережитков советского прошлого, как бюрократизм и формализация. По сути, это ― обновление сознания народа Казахстана, и в этом обновлении просматривается одна четкая цель. Цель эта исходит из вызова глобализации, заключающемся в том, что активными игроками на мировой арене останутся только те страны, которые смогли измениться в соответствии с новыми реалиями экономического, социально-политического и культурного  развития мира. Только те страны, чье население смогло модернизировать собственное сознание, будут конкурентоспособны, экономически стабильны и политически независимы.

Модернизация – это переформатирование общественного сознания, отход от устаревших идей и догматов, устремленность в будущее. Для успешного проведения модернизации необходима особая поддержка среднего, средне-специального и высшего образования, наиболее эффективно влияющих на сознание подрастающего и молодого поколения.

В 21 веке мы подошли к объективной необходимости новой модернизации общественного сознания, которая будет проходить под эгидой сохранения национально-культурной идентичности полиэтнического населения Казахстана и отходом от экономики сырьевого типа в пользу генерации высокотехнологичных продуктов и идей. На мой взгляд, модернизация общественного сознания, предложенная президентом – самая перспективная за всю историю Казахстана, и именно поэтому она заслуживает самой широкой поддержки научной и творческой интеллигенции и всего общества.

 

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0