+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
07.11.2018 в 09:57

Перевод 100 учебников на казахский язык требует четкого и глубокого подхода – писатель Б. Кисиков

Работа по реализации проекта «100 лучших учебников мира на казахском языке», о котором в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» писал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, требует четкого и глубокого подхода, потому что таким образом закладываеся фундамент будущего императива, по которому будет развиваться общество. Об этом в интервью газете «Вечерний Алматы» заявил писатель, президент Ассоциации франчайзинга РК, член Общественного совета города Алматы Бекнур Кисиков.

Перевод 100 учебников на казахский язык требует четкого и глубокого подхода – писатель Б. Кисиков Фото взято с сайта yvision.kz

В рамках проекта 100 учебников по таким гуманитарным дисциплинам, как философия, социология, психология, экономика, менеджмент, предпринимательство, религиоведение, лингвистика, культурология, антропология и журналистика, будут переведены на казахский язык.

По мнению Бекнура Кисикова, именно гуманитарные науки являются основой развития человечества. 

– В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» глава государства представил проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам.

Роль родного языка, его важность и роль в деле воспитания гармоничной личности сегодня неоспорима.

При возрождении иврита основатели государства говорили: «Если хочешь полюбить свою землю – полюби свой язык, если хочешь стать мудрым – не забывай свой язык, если хочешь передать дух поколений – говори на своем языке».

Действительно, ведь именно через родной язык мы наследуем тот огромный пласт знаний и мудрости, который переходил из поколения в поколение.

Изучение языка, языкознание, лингвистика – базовые дисциплины гуманитарных наук, и важность этого проекта именно в том, что мы изучаем не просто язык, но и инструментарий к его эффективному развитию и использованию.

В этом для меня заключается одна из главных ценностей проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке».

Недостаток именно разностороннего гуманитарного образования накопился за долгое время в нашем обществе.

Причиной было и то, что наша страна долго жила в эпоху так называемой моноидеологии, где гуманитарные науки были отданы на откуп пропаганде.

В этих условиях гуманитарные науки почти зачахли, хотя, конечно, появлялись отдельные учебники. Но везде была строгая идеология: стране нужна была победа технологическая и техническая над своим идейным и классовым врагом.

В условиях последовавших кризисов потребность в гуманитарном образовании снизилась, а рынок диктовал только узкие специализации, такие как экономика, менеджмент, юриспруденция.

Но это только часть того массива дисциплин, а сам мир гуманитарных наук просто огромен.

Поэтому я с радостью воспринял то, что на кафедрах наших вузов восстановили обучение по гуманитарным предметам.

Конечно, следует признать, что гуманитарные науки испытывали кризис по всему миру. К примеру, в тех же американских вузах снизилось количество студентов, поступающих на данные науки.

Ведь гуманитариям, на внешний поверхностный взгляд, нечем гордиться, они так и не создали каких-то четких достижений, как, например, те же физики и математики, которые каждые 20–40 лет заявляют о новых открытиях. А с наступлением эпохи компьютеров и эры Интернета отвлеченные гуманитарные науки вообще перестали быть важными для человечества, все бросились изучать программирование, технологии и прочее.

Конечно, естественным наукам легче показать конкретные результаты – тот же компьютер, который является результатом инженерной мысли. В отличие от гуманитариев, где все более обтекаемо и абстрактно.

Но это говорит не об оторванности гуманитарных наук от жизни. Это говорит о том, что гуманитарные науки – более сложная область, которую невозможно уложить в те или иные рамки. И она не подвержена каким-то точным расчетам и цифрам.

Но именно гуманитарные науки – основа развития человечества, мира и отдельного народа. Именно на этих предметах базируется понимание мироздании и целостность картины мировоззрения.

Человек это не только техническая, прагматическая парадигма, но и эмоциональная, чувственная. И за каждой цифрой таится неизведанный мир, порой трудно поддающийся логике.

Именно анализировать не только информационные данные, но и понимать саму человеческую мысль, научиться критическому мышлению – это одно из качеств гуманитарного образования.

Гуманитарные науки управляют миром, создают нормы морали и гуманистические принципы. В конце концов ставят задачи перед будущим поколением.

А автор фактически технологической революции, основатель компании Стив Джобс сказал на своей презентации: «В ДНК у Apple заложена идея о том, что одних только технологий недостаточно. Нужна технология, объединенная с общеобразовательными предметами, объединенная с гуманитарными науками, и она дает такие результаты, которые заставляют наши сердца петь».

Поэтому как никогда важно сегодня начать учить наших учеников и студентов по самым фундаментальным и современным учебникам.

И как говорится в программе о тех, кто пройдет обучение по этим учебникам, «это те люди, которые и станут главными проводниками принципов модернизации сознания – открытости, прагматизма, конкурентоспособности. Будущее творится в учебных аудиториях».

Конечно, оператору этой программы стоит проделать огромную работу.

Ведь в мире появилось очень много учебников, и из этой огромной массы трудно выбрать то, что отвечало бы бы нашему духу именно в данный момент.

Хотелось бы дать несколько советов или пожеланий операторам программы исходя из личного опыта.

Учитывать ментальность и так называемую акцептивность наших студентов. Ведь базовые труды по той же философии сегодня доступны, но важно не напичкать знаниями, а дать инструмент для свободного оперирования данными. Там мы растим личность, свободную от научного давления. А здесь важны не просто учебники, которые перечисляют хронологии, но и дают навыки мышления и сопоставления различных теорий.

Во вторых, и в гуманитарных дисциплинах много конкретики и стройной логики. И здесь нужно все-таки исходить также от потребностей. Например, как человек, работающий с казахским, английским и русским языками, я вижу недостаток хороших учебников именно по психоанализу.

Также не хватает знаний по семиотике, герменевтике и гносеологии – ключевые дисциплины, по которым развивается аналитическое мышление и умение упорядочить огромную массу знаний современного мира.

Не хватает книг по социальной урбанистике, то есть умению вписываться в психологический ландшафт современного города.

И, конечно, как представитель Асоциации франчайзинга, я считаю, нужны учебники по навыкам личного и предпринимательского брендинга, по созданию и защите интеллектуальной собственности.

Хотелось бы, чтобы оператор программы учитывал мнение многих профессионалов в этой области, общественных институтов, а также самих студентов и преподавателей.

Это работа требует четкого и глубокого подхода, потому что мы закладываем фундамент будущего императива, по которому будет развиваться общество.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика