Sotheby's выставит на аукцион картины от искусственного интеллекта. Но станет ли искусство, созданное компьютером, чем-то обычным в нашей жизни?
Немецкий художник Марио Клингеманн в своих работах использует искусственный интеллект. С радикальными взглядами на творчество создатель картин считает, что «люди не оригинальны». «Мы только изобретаем, создаем связь между вещами, которые мы видим», - говорит он. По мнению Марио Клингеманна, созидая, люди могут опираться только на имеющийся личный и коллективный опыт, а машины могут создавать с нуля.
Это интересная перспектива. Не говоря о том, ограничен ли человеческий творческий потенциал и действительно ли это творческий потенциал? Безусловно, верно, что существующие сегодня искусственные нейронные сети самостоятельно находят решения, их не учат. К примеру, программа АльфаГо, победившая корейского гроссмейстера Ли Седола, прошла тысячи игр без передачи каких-либо инструкций и знания правил. Получается, что искусственный интеллект пошел своим путем.
Клингеманн является пионером использования искусственного интеллекта. Некоторые ИИ используют алгоритмы, создающие образы человеческих лиц. Это не реальные существующие люди или жившие когда-то. Можно сказать, что они придуманы в «воображении» машины.
6 марта одна из работ Клингеманна была выставлена на аукционе Sotheby's. Это событие стало признанием как самого автора, так и его произведений, созданных искусственным интеллектом. Идея организовать публичную продажу картины возникла после того, как один из агентов Sotheby's увидел творчество Клингеманна на выставке в Испании. Он подумал, что оно созрело для аукциона.
Это не первый случай, когда написанные ИИ картины выставляются на аукцион. Произведение французского коллектива Obvious продано на Christie's в октябре за 432 500 долларов, что в 40 раз превышает ориентировочную цену. Многие, включая Клингеманна, были возмущены этим фактом, поскольку Obvious считаются аутсайдерами в этой сфере. Они использовали систему алгоритма, доступного с 2015 года, а большая часть их работ включала в себя фактор «человеческого вмешательства». То есть именно люди решали, на каком этапе портрет закончен. Затем работу помещали в рамку, как шедевры мастеров прошлых эпох.
Клингеманн - общепризнанный ведущий игрок. Он презентовал экспонаты в Музее современного искусства, Метрополитен-музее в Нью-Йорке и парижском Центре Помпиду, а также других не менее известных местах. Среди них его серия «Нейрография», «Безкамерная фотография», где был использован компьютер для создания вымышленных фотографических изображений и видео-отрывков из фальшивых новостей. В 2018 году художник получил приз Люмена за свою пьесу «Сын мясника» – набор изображений, похожих на Фрэнсиса Бэкона. Это впервые, когда приз заслужила работа, созданная искусственным интеллектом.
Искусство Клингеманна сложнее, чем искусство Obvious. На аукционе также представили инсталляцию «Воспоминания прохожих I». Она состоит из деревянной консоли с компьютером и двумя экранами с изображениями бесконечного потока сюрреалистических мужских и женских лиц, один из которых превращается в другой. Это произведение не подвергалось человеческому вмешательству.
Алгоритм машинного обучения, используемый Клингеманном, является побочным продуктом класса ИИ, называемый генеративно-состязательной сетью (GAN). Одна из целей исследований искусственного интеллекта - разработка автономных машин, которые можно создавать по собственной инициативе. Важным элементом здесь считается то, что они могут оценить свою собственную работу.
GAN делает именно это. Он состоит не из одной, а из двух нейронных сетей – так называемого «мозга» программы. Один генерирует поток изображений из ничего, а другой, который обучен определенным изображениям, принимает или отклоняет их. Таким образом, генератор учится и создает с нуля работы все лучше и лучше.
Клингеманн использует вариант, который называется Pix2Pix. Он подает небольшое количество подготовленного материала, предоставляя неполную информацию и оставляя пространство для «свободы мысли», чтобы выйти за рамки программирования и позволить машине «стать креативной» и делать свое дело. В качестве материала он использует размытое, неописуемое изображение, а ИИ при работе с ним выделяет отличительные черты и формирует его в человеческое лицо, которое никогда не существовало ранее.
Но могут ли машины быть действительно креативными? Могут ли они считаться художниками?
Если креативность - определяющая черта человеческой сущности, то как машину из проводов и транзисторов можно считать креативной? Возможно, мы не такие разные, как нам кажется. В конечном счете, люди являются просто биологическими машинами, и, наоборот, мыслящий, мечтающий компьютер можно считать кремниевой формой жизни. Если мы можем быть креативными, то почему компьютеры не могут? Клингеманн предполагает, что как раз-таки они и могут стать более креативными, чем мы. С помощью Интернета ИИ получает доступ абсолютно ко всем знаниям. Сложно представить, насколько мощным может стать машинное творчество.
Искусство ИИ вызывает много вопросов. Для начала несет ли оно нечто большее, чем ценность новизны? Художник-робот Ai-Da совсем недавно с широким размахом был представлен общественности, но за этим не последовало никаких упоминаний его картин.
Как мы должны оценивать искусство ИИ? Должны ли мы применять те же критерии, что и для человеческого искусства?
На данный момент все, что мы можем сделать, - это создавать машины, которые воспроизводят то, что мы представляем. Мы не способны научить их тому, чего сами не знаем. Но, в конечном счете, мы можем создавать машины, которые могут выйти за пределы наших фантазий, достаточно умные, чтобы создавать собственные машины без вмешательства человека. Какая польза от всего этого исследования, если его целью является создание машин, отражающих наш творческий потенциал? В конце концов, все произведения Баха созданы им самим.
По утверждениям Клингеманна машины могут быть по-настоящему творческими, а люди обречены на то, чтобы воспроизводить в своей манере то, что уже создали другие люди. Он считает, что ИИ в конечном итоге может расширить наши знания, придумать новое, которое мы просто не способны произвести, но смогли бы высоко оценить. «Я надеюсь, что машины будут обладать совершенно другим творческим подходом и откроют новые двери», - говорит Клингеманн.
Есть люди, которые находят существование «творческих машин» тревожным и оскорбительным явлением. В недавнем обзоре Массачусетского технологического института гарвардский философ Шон Дорранс Келли утверждает, что творчество является одной из определяющих черт человека и может существовать только в человеческом контексте. Это консервативный взгляд на существующие устои, и нет никаких оснований утверждать, что творчество принадлежит только людям.
Как показывает работа Клингеманна, современные машины уже показывают творческий подход в искусстве. AlphaGo также продемонстрировал неожиданно творческое поведение в игре Go. Утверждать, что машины будут вечно не способны к творчеству по той простой причине, что они не люди - это ограниченный взгляд на прогресс. Особенно в области, выходящей за рамки науки и техники и затрагивающей нашу повседневную жизнь.
Машины вводят новый взгляд на понятие «быть живым», обходя ограничение в виде мысли «быть просто людьми». И, на самом деле, постепенно люди объединяются с ними – начиная со смартфонов, которые стали органичным продолжением нас самих.
Два монументальных акта творчества начались в XX веке. Теория относительности Эйнштейна и развитие кубизма Пикассо заставили нас взглянуть на мир по-новому и глубоко по-другому и привели меняющийся мир к научным и художественным достижениям. Эйнштейн видел связь между законами термодинамики и природой пространства и времени, в то время как Пикассо обратился к разработкам в области математики, науки и техники, чтобы расширить свою художественную палитру.
Возможно, в будущем благодаря своим энциклопедическим знаниям и молниеносным вычислительным возможностям, компьютеры начнут совершать подобные скачки воображения, сначала сопоставляя, а затем превосходя творческий потенциал человека.
Такие скачки могут иметь неисчислимую ценность для человечества, открывая для нас новые культурные и научные возможности для исследования, создавая новые формы искусства, литературы и музыки, помогая медицинским исследованиям и предлагая способы борьбы с неблагоприятным климатом и растущим экологическим кризисом. Они не только заменят нас, но и могут улучшить жизнь, позволив людям и машинам работать бок о бок на самом высоком уровне творчества.
Книга Артура I Миллера «Художник в машине: мир творчества на основе искусственного интеллекта» будет издана MIT Press осенью 2019 года.
Перевод статьи с сайта: www.theguardian.com
Оригинальный материал по ссылке: https://www.theguardian.com/technology/2019/mar/04/can-machines-be-more-creative-than-humans