Утром в среду, 15 января, спикер мажилиса Нурлан Нигматулин, вице-спикеры Гульмира Исимбаева и Владимир Божко быстрым шагом вошли в зал пленарных заседаний и заняли свои места. После сытых новогодних выходных и поездок по регионам это было первое заседание, и по этому случаю Нигматулин даже произнес напутственную речь.
Парламентские журналисты заметили, что Гульмира Исимбаева, обращая взор в полный зал, улыбнулась, что случается с ней крайне редко.
Этот факт, возможно, для кого-то мог послужить хорошим знаком, но не для первого заместителя министра обороны Мурата Бектанова. Военный чиновник поглядывал не на Исимбаеву, а на Нигматулина и без конца поправлял на столе свой доклад, будто что-то в эти минуты без его ведома могло нарушить порядок страниц.
На одном из прошлых заседаний спикер в свойственной ему манере отругал Бектанова за то, что тот был, по его мнению, не в курсе поправок, которые вносили в законопроект по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации. Теперь же замминистра обороны пришел в парламент с докладом о проекте закона по вопросам военного положения.
Было заметно, что чтение текста на казахском языке Бектанов отрепетировал безупречно, а вот отвечать на вопросы без переводчика не смог.
В своем выступлении он сообщил, что в законе о военном положении предлагается дополнить полномочия президента, которые могут быть реализованы в мирное время — это определение порядка применения мер военного положения, утверждение положения отставки верховного главнокомандующего вооруженных сил.
В законопроекте также есть нормы о советах обороны, об организации деятельности правительства в период военного положения.
Кроме того, предлагается внести нормы об обеспечении безопасности охраняемых лиц и охраняемых объектов.
«Законопроектом Министерство обороны наделяется компетенцией по организации антитеррористической защиты. (...) Наряду с этим в действующем законодательстве уже есть требования по подготовке своих объектов в отношении инженерно-технической укрепленности и противодиверсионной безопасности. В чем различие данных требований, не будут ли они дублировать друг друга и не повлечет ли оно двойное финансирование на одни и те же работы?» — поинтересовался депутат Марат Бопазов, когда Бектанов закончил доклад.
Бектанов принялся объяснять ему, чем отличается противодиверсионная защита от противотеррористической.
«Речь идет о другом, — не выдержал Нигматулин. — Вопрос был, дублируются они или не дублируются. Двойное финансирование нужно для этого? Вот, пожалуйста, два аспекта».
«Здесь в целом способы актов терроризма и актов диверсии одинаковые. Поэтому требования, предъявляемые к противодиверсионной защите и антитеррористической защищенности объектов тоже одинаковые. Поэтому дублирования здесь не будет, исходя из способов. Поэтому не будет двойного финансирования», — нашелся с ответом Бектанов.
Отпускать замминистра просто так Нигматулин не собирался. Он ждал удобного момента для того, чтобы вставить свою колкую реплику, что так любят новостные журналисты и обычно обеспечивают его цитируемость на своих ресурсах.
Фото пресс-службы мажилиса
И вот когда депутат Мухтар Ерман заметил, что в стране есть проблема строительства объектов гражданской инфраструктуры вблизи объектов вооруженных сил и хорошо бы пересмотреть правила установления запретных районов при базах, складах и арсеналах, а Бектанов ответил, что сейчас Минообороны и депутаты как раз этим и занимаются, в диалог вклинился Нурлан Нигматулин.
«Вопрос безопасности наших вооруженных сил очень актуален. У нас в июне произошли события в Арысе. Та необходимость, которая должна была вами предпринята быть даже на уровне нормативных актов… В июне прошлого года произошло (взрывы боеприпасов — А.Б.), до сегодняшнего дня вы ничего не сделали. Следующей Арыси ждете, что ли?
У вас есть правила установления двух категорий — это запретные зоны и запретные районы. По запретным зонам у вас — 400 метров, по запретным районам — до трех километров. Это вы утверждаете правилами. Солай ғой? Но они абсолютно не соблюдаются», — сказал Нигматулин.
Для пущей убедительности спикер развернул над столом заранее подготовленную справку.
«Это не секретная», — тут же отреагировал он на немой вопрос присутствующих в зале сотрудников Минобороны.
Справка гласила, что в стране есть 58 объектов хранения боеприпасов, вокруг 18 из них есть различные объекты, в том числе производственные, а также жилые дома, дорожная и энергетическая инфраструктура.
«Другими словами, правила есть, а рычаги и механизмы контроля не установлены. Я поддерживаю ваши предложения внести какие-то изменения в законодательство, но я думаю, что целесообразно вообще разработать самостоятельный законопроект для решения вот этих вопросов», — заключил спикер.
О поиске виновных в распродаже и выдаче земель, прилегающих к территории военных складов, на пленарном заседании предпочли не говорить. Как только Мурат Бектанов покинул зал, его атаковали парламентские журналисты.
«Мы готовимся к какому-то захвату?», «Чем обосновано то, что сейчас вы разработали эти поправки?» — перебивая друг друга, преследовали его репортеры.
В своем докладе депутатам он уже говорил, что цель законопроекта — усовершенствовать законодательство и привести его в соответствие с международными нормами. Поэтому в суматохе Бектанов отделался односложными отрицательными ответами и спешно покинул здание парламента.
Читайте также: «Доверьтесь государству». Как прощенный Елбасы Доскалиев за донорство органов выступал
В это время депутаты обсудили законопроект о ратификации межправительственного соглашения, предполагающего газоснабжение комплекса «Байконур». Пресса же в кулуарах озаботилась сообщением некоторых российских ресурсов, сообщивших о том, что в марте этого года в Казахстане состоятся парламентские выборы.
«Почему о выборах в Казахстане российские журналисты узнают раньше, чем мы?» — сокрушались журналисты.
И когда пленарное заседание завершилось, репортеры спросили об этом вице-спикера Гульмиру Исимбаеву, чем вызвали у нее привычное раздражение.
«На заседании политсовета нашей партии, на заседании в парламенте и Елбасы, и глава государства отметили, что выборы пройдут в конституционные сроки», — сказала она, не желая отвечать на уточняющие вопросы.
Читайте также: Как в Нур-Султане поругали Минобразования и приняли новый закон
Дольше всех парламентариев в фойе задержался депутат Павел Казанцев, вернувшийся в столицу из регионов абсолютно довольный увиденным. Теперь он убежден, что уровень жизни в регионах Казахстана не снижается, а даже растет.
«Обнищания населения, я однозначно скажу, нет», — сказал депутат в телекамеры.
Но в новостных выпусках все равно показали Нигматулина.