Казахстанские политологи высказались о работе депутатов мажилиса в период ЧП, передает ИА «NewTimes.kz».
Генеральный директор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева считает, что мажилисмены неэффективно защищают интересы тех слоев населения, которые они представляют.
«Например, по известному вопросу выделения 42 500 тенге. Я не видела, чтобы депутаты выступили в поддержку защиту своих избирателей, когда государство заявило о наказании людей за неправомерно полученную соцпомощь. Не помню, чтобы хоть одна из партий выразила интересы своего целевого электората или исходя из ценностей тех политических спектров, которые они выражают через свои программы. Например, коммунисты (Коммунистическая народная партия Казахстана), которые должны выражать интересы рабочего класса, или, например, партия «Ак жол», которая представляет интересы малого и среднего бизнеса. Тоже самое касается и партии Nur Otan. Я не могу вспомнить какую-либо активность депутатов от этих партий», — говорит Толганай Умбеталиева.
Эксперт полагает, что депутаты зачастую выражают либо свою личную точку зрения, либо точку зрения тех, кто сумел пролоббировать свои интересы.
«Вопросы, которые поднимают депутаты, напрямую зависят от неформальных каналов и связей. К примеру, депутаты зачастую поднимают темы и проблемы тех, кто обратился к ним лично, либо их попросили, опять же по неформальным каналам. Депутаты затем бурно и эмоционально поднимают проблему на заседаниях парламента», — добавила эксперт.
Причину Толганай Умбеталиева видит в том, что большинство народных избранников не пользуется инструментами связи с избирателями, которые есть у них. Они больше руководствуются раскладом, который складывается внутри политического истеблишмента.
«То есть, баланс, который складывается внутри элиты, играет большую роль для народных избранников, нежели мнение избирателей. В силу того, что поддержка избирателей не влияет на получение статуса депутата. «Выигрыш» на выборах построен на административном ресурсе. Соответственно, у депутатов зависимость от государственных органов выше нежели от избирателей», — считает собеседник ИА «NewTimes.kz».
Она предположила, что именно в случае с парламентом принцип слышащего государства не работает. Хотя должен относиться к ним в первую очередь.
Однако Толганай Умбеталиева отметила активность депутатов в плане законотворческой деятельности. В период карантина и режима ЧП в мажилисе рассматривали закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в РК».
«Это очень важный политический вопрос, за которым следят правозащитники, активисты, различные международные организации. И активность депутатов в плане быстроты принятия законопроекта была очень заметна. Но при этом мы не видели никаких обсуждений, не слышали никакой дискуссии. И позиции активистов, которые были представлены в социальных сетях, ни одна из партий не озвучила», — говорит эксперт.
Политолог Ерлан Саиров полагает, что депутатам следует оперативно реагировать на общественные запросы общества. По его мнению, мажилисмены работают в этом направлении.
«Вопрос обсуждается уже давно. Для начала нужно разобраться с некоторыми фундаментальными вещами. Сегодня Мажилис является законодательным органом. И депутаты на все смотрят с точки зрения законодателей. Жизнь меняется, общество меняется. Поэтому Мажилис сейчас должен реагировать на все общественно-политические запросы с точки зрения народа. Депутаты ведь не только принимают законы, но и являются частью общества. А сейчас их активность и в социальных сетях, и в различных инициативах могла бы быть большей и весомей», — считает Ерлан Саиров.
Он заявил, что в период карантина и режима ЧП мажилис продолжал работать над законопроектами. К примеру, Ерлан Саиров был членом рабочей группы по разработке поправок в закон «О порядке проведения мирных собраний в Республике Казахстан».
«Могу с уверенностью сказать, что мажилисмены работали над различными аспектами этого законопроекта. Также использовалась платформа ZOOM (приложение для видео-конференций). И через эту цифровую систему различные эксперты и правозащитники были вовлечены в разработку этого закона», – сказал Ерлан Саиров.
В марте этого года пресс-служба мажилиса сообщила, что в условиях карантина и режима ЧП заседания рабочих групп будут проходить онлайн, а пленарные заседания будут проходить с участием только депутатов и основных докладчиков. Однако по словам председателя мажилиса парламента РК Нурлана Нигматулина, это не отразиться на качестве работы депутатов.
И после Наурыза на пленарное заседание мажилиса явились только 81 из 107 депутатов.
«Некоторые коллеги не участвуют в сегодняшнем заседании, но волнения быть не должно – все живы-здоровы. Просто некоторым нашим коллегам старше 65 лет, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, мы рекомендовали воздержаться от участия в пленарных заседаниях и оставаться дома. Кворум позволяет нам проводить пленарные заседания и в таком формате», — заявил тогда Нурлан Нигматулин.
В второй половине марта этого года депутаты мажилиса перечислили свой однодневный заработок на борьбу с COVID-19 в Нур-Султане и Алматы. На тот момент только в этих двух городах действовали карантинные ограничения.
А в начале мая мажилисмены перечислили однодневный заработок пострадавшим от подтопления жителям Мактааральского района Туркестанской области.