Ровно два года назад состоялась инаугурация второго президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. За столь короткий, но богатый на события срок, глава государства смог окончательно закрепить кредит доверия казахстанцев. Огромную роль в этом процессе сыграло принятие новых законов, направленных на демократизацию страны, политическую эволюцию и развитие гражданского общества. О самых важных законопроектах за подписью президента журналист ИА «NewTimes.kz» побеседовала с политологом Газизом Абишевым.
9 июня 2019 года Касым-Жомарт Кемелевич победил на досрочных президентских выборах, получив поддержку более 70% граждан Казахстана. Два года спустя президентство Токаева можно описать несколькими словами — кризис-менеджмент, институциональные реформы и действительно слышащее государство.
Руководить страной Токаеву приходилось в условиях пандемии, экономических издержках и социальных конфликтов. Но, несмотря на это, политическая жизнь в стране не утихала — были объявлены очередные выборы в парламент, менялись в фигуры в Кабмине, обсуждались важные законопроекты.
О том, как они повлияют на будущую социальную и правовую жизнь казахстанцев, рассказывает политолог Газиз Абишев.
«Наиболее значимый законопроект, на мой взгляд, это снижение проходного барьера с 7 до 5% для прохождения партий в мажилис. Он усиливает шансы маленьких партий перепрыгнуть этот барьер и оказаться в парламенте страны.
К примеру, если бы на прошедших парламентских выборах барьер составлял 5%, то партия «Ауыл» имела бы шесть мандатов. Я думаю, что это усиливает конкурентную борьбу между мелкими фракциями.
Не менее важно снижение порога для регистрации самих политических партий. Его сократили с 40 до 20 тыс подписей, но я думаю, что будет идти меньше, и даже ниже. Этот факт значительно облегчает процесс создания партии в нашей стране. Но только при условии, если есть политическая воля разрешать этим партиям создаваться.
Потому что при отсутствии твердой политической воли, административный аппарат по инерции будет продолжать тормозить создание новых партий», — считает эксперт.
К слову, порог в 40 тыс подписей действовал в нашей стране на протяжении последних 10 лет. Этот фактор действительно мешал многим активистам реализовать свою политическую волю и внести разнообразие в парламентские фракции.
Еще одна концепция, получившая поддержку от президента, касается введения 30-процентной квоты для женщин и молодежи в партийных списках. Эти изменения в законопроекте помогут всерьез улучшат репрезентативность указанных групп в казахстанском парламенте.
«Третий важный закон, принятый при Касым-Жомарте Кемелевиче, это прямые выборы акимов сельских округов и поселков с условием возможности выдвижения самовыдвиженцев. Он значительно обостряет политическую борьбу «внизу», и создает условия для эволюции политической культуры снизу вверх. На мой взгляд, это очень важно.
Не уверен, насколько глобально повлияли на политическую повестку остальные законопроекты. К примеру, оформили мы лидера оппозиции внутри мажилиса, дали ему некоторые права. Но это могло быть позволено и раньше при условии культурного взаимодействия, без дополнительных законодательных процедур.
Поэтому лично для меня, одной из самых важных инициатив Токаева стала декриминализация клеветы с улучшением положений журналистов. Хотя конечно, у многих средств массовой информации до сих пор присутствует большая политическая самоцензура. Однако декриминализация клеветы — это очень хороший сигнал для отечественной журналистики», — подчеркивает Абишев.
Один из самых спорных законопроектов в прошлом году, безусловно, стал новый закон о митингах. Согласно закону «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан», теперь чтобы провести митинг в Казахстане, больше не нужно спрашивать разрешение властей, а достаточно лишь уведомить местный исполнительный орган.
Акимат при необходимости должен предложить организатору другие условия проведения акции, но не отменять ее. Законодательно устанавливается в каждом городе не менее трех специализированных мест для организации и проведения мирных собраний.
Помимо этого, сокращены сроки подачи уведомлений и разрешено проводить одиночные пикеты у зданий госорганов.
Кроме того, в новом законе исключены запреты и обязанности, ограничивающие деятельность журналистов, например, норма, обязывающая их предоставлять государственным органам фото и видеоматериалы с места собрания. Еще один шаг в сторону либерализации страны.
«Довольно эффективным стал инструмент «слышащего государства». Именно при Токаеве эта концепция начала работать в полной мере. Возможно, это связано с тем, что в Казахстан, наконец, пришла цифровизация.
Государственные органы начали выходить в социальные сети и мониторить информационное пространство. Кто-то может смеяться, что акиматы или министерства тратят свои ресурсы на мониторинг, но ведь это нам и нужно. Ведь не может аким самостоятельно сидеть и читать двести Telegram-каналов, или госслужащие обязаны сидеть по вечерам и составлять таблицы?
Должны быть медиа-профессионалы, которые всеобъемлюще охватывают информационное пространство и выявляют какие-то проблемы у народа. Это позволяет государственным органам эффективно реагировать на различные звоночки. Такой механизм при Токаева, его поддержке и заданном им векторе создается все активнее.
Сам глава государства реагирует на многие важные общественные события. Он реагировал на все серьезные трагедии, скандальные законопроекты или громкие дискуссии. Я думаю, что эта коммуникация «снизу-вверх» через социальные сети заработала именно при втором президенте страны», — говорит политолог.
О том, что Токаев пытается выстроить новую модель коммуникаций между населением и властью, говорит его пристальное внимание к общественному настроению.
Так, в Казахстане годами оставался неразрешенным вопрос о земельной дискуссии. Эта тема была определенным триггером для всего населения, пережившего массовые протесты еще в 2016 году.
Вот как высказывался о земельном вопросе сам президент:
«Это прочная основа и священный символ нашей государственности. Я не раз говорил, что казахская земля не продается иностранцам. Слухи по этому поводу надо пресекать».
И уже в феврале 2021 года глава государства инициировал разработку законопроекта, запрещающего продажу, аренду сельхозземель иностранцам и иностранным юридическим лицам. Тем самым продемонстрировав свой принципиальный настрой по этому вопросу.
Абишев отмечает, что стиль управления Касым-Жомарта Токаева в целом изменил подход государственного аппарата к своим обязанностям.
«Учитывая технократический и спокойный тон президента, я думаю, что государственные органы стали больше следовать логике здравого смысла. Сейчас они исходят из принципа «не усложняй». Просто пойми, чего от тебя хочет народ, и придумай простую формулу, которая максимально эффективно удовлетворяет его интересы исходя из рациональных возможностей государства», - резюмирует спикер.