«Meduza» опубликовала расследование регионального редактора Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) Романа Шлейнова о том, кто финансирует предвыборную кампанию действующего президента Владимира Путина и как с этим связан казахстанский бизнесмен Жомарт Ертаев, передает ИА «NewTimes.kz».
«14 декабря 2017 года Владимир Путин во время своей ежегодной пресс-конференции заявил, что собирается идти на свои четвертые президентские выборы самовыдвиженцем, то есть самостоятельным непартийным кандидатом», — пишет «Meduza».
Портал вспоминает слова Владимира Путина на прошедшей в декабре 2017 года пресс-конференции, когда он заявил, что рассчитывает на поддержку политических сил и граждан России.
«На деле широкую поддержку, во всяком случае — финансовую, кампании Путина оказывают структуры, близкие к одной политической силе. Если на прошлых выборах Путина спонсировали различные коммерческие организации и физические лица, то в 2018 году все иначе. Все 400 млн рублей на кампанию действующего президента (это максимально возможная по закону сумма, которую может потратить кандидат) выделила «Единая Россия» и 22 фонда, связанных с партией. Многие из них зарегистрированы по адресам отделений партии в регионах; все до 2015-го назывались фондами поддержки «Единой России», а сейчас называются фондами поддержки регионального сотрудничества и развития», — рассказывает «Meduza».
При этом портал отмечает, что по закону любой фонд должен публиковать свою отчетность, но деятельность спонсирующих кампанию Путина фондов непрозрачна, а источники финансирования скрыты.
В качестве источников спонсирования кампании перечисляется множество фондов и конкретных имен. «Головным» фондом для спонсоров называют Национальный фонд поддержки регионального сотрудничества и развития (НФПР, бывший Фонд поддержки «Единой России»). И автора расследования «смущает», что у многих компаний, относящихся к НФПР, — один и тот же номер телефона.
«В 2004 году НФПР также учредил — указав все тот же номер телефона — Национальную инновационную компанию (НИК), чтобы инвестировать в разнообразные бизнесы. Соучредителем ее управляющей компании «НИК развитие» был Игорь Васильев, который в начале 2000-х руководил инвестиционным блоком центрального исполкома «Единой России». В 1980-х Васильев служил в КГБ и работал в одном управлении с будущим президентом Владимиром Путиным; в 2004-м в интервью он рассказывал, что их знакомство «не одностороннее». С сентября 2017 года Игорь Васильев работает губернатором Кировской области; предыдущего главу региона, Никиту Белых, недавно приговорили к восьми годам тюрьмы за получение взятки в особо крупном размере. «НИК развитие» сейчас почти полностью владеет российским «Тройка-Д банком», — рассказывает «Meduza».
И, как поясняет портал, «Тройка-Д банк» объединяется с «Алма банком» (современный финансово-кредитный институт — прим.NT), а председателем совета директоров «Тройка-Д банка» и почетным президентом «Алма групп» (международный холдинг, специализирующийся на управлении активами и бизнесами — прим.NT) является казахстанский бизнесмен Жомарт Ертаев.
«До 2016 года он управлял активами Дариги Назарбаевой, старшей дочери президента Казахстана Нурсултана Назарбаева; в частности — крупнейшим казахским оператором кабельного телевидения. Васильев и Ертаев не ответили на вопросы «Медузы», — пишет «Meduza».
Досье
Жомарт Ертаев — член совета директоров и президент международного холдинга «Алма Групп», специализирующегося на управлении активами и бизнесами в сфере телекоммуникаций и финансов. С мая 2017 года Ертаев — председатель совета директоров АО «Тройка-Д Банк» (владея при этом 5% акций банка) и АО «Волго-Окский коммерческий банк».
Несмотря на большой опыт и достижения в сфере управления банковским и финсектором, в биографии Жомарта Ертаева есть один нелицеприятный эпизод. В августе 2009 года его арестовали вместе с четырьмя другими бывшими руководителями «Альянс Банка» по подозрению в хищении $1,1 млрд, однако затем обвинение было переквалифицировано в «нарушение законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и «незаконное использование денежных средств банка». Финансист провел девять месяцев в следственном изоляторе и был освобожден, оплатив штраф в размере 250 МРП (378 тыс тенге или 2,6 тыс долларов по тогдашнему курсу). Тогда Жомарт Ертаев говорил об отсутствии состава преступления, рассуждая только о том, что был наказан за излишнюю гордыню в суждениях. При этом бизнесмен предполагал, что мог стать «сакральной жертвой», а версию о заказе хоть и не подтверждал, но и не отрицал.