Казахстанец, учившийся в США, рассказал, почему, по его мнению, казахский является третьесортным языком в Казахстане, а носители его ущемлены в правах, передает ИА «NewTimes.kz».
Пользователь Facebook'а Erqanat Abeni написал пост, в котором поведал о своей поездке в русский квартал Бруклина в Нью-Йорке.
«Зашел в русский магазин чисто из праздного любопытства. Увидев, что я долго разглядываю прилавки одна из продавщиц лет 50-ти на ломанном неправильном английском, словно выдавливая из себя каждый слог, спросила: what I саn help… you need... what?
Я на автомате спросил у нее что-то на английском, продолжая разглядывать товар. Тут она впала в какой-то ступор, то ли не поняла вопроса, то ли ее словарный запас не позволял сформулировать ответ», — начал свой рассказ мужчина.
По его словам, он сразу понял, с кем имеет дело, и обратился к продавщице по-русски.
«Ой, хорошо, — обрадовалась она, — а то мы тут только на русском и говорим», — призналась она.
В разговоре она поведала, что живет в США более 30 лет, но до сих пор не выучила английский.
«А зачем он нам. Тут кругом все равно одни наши», — пояснила она.
Мужчина вспоминает, что был шокирован ее ответом и заметил, что «таких там оказалось очень много».
«Понятно, что там они создали свою субкультуру, в США нет такого понятия как государственный язык, и ты можешь сдать экзамены на водительские права или получить любую другую услугу на русском языке. Но можно же было за тридцать лет хотя бы элементарные фразы освоить», — недоумевает он.
В результате Erqanat Abeni пришел к парадоксальному выводу.
«Это все говорит о том, что все эти разговоры о том, что казахский у нас постепенно будет развиваться, полная ерунда. Говорят, создайте сначала среду, методики понятные, курсы бесплатные, потом требуйте от нас изучения. В Штатах лучшие и давно обкатанные методики, куча бесплатных школ английского, есть и среда, и телеканалы, и т.д., но если нет потребности, никто не станет изучать язык», — отметил Erqanat Abeni.
«А с таким пренебрежительным отношением к языку, как у нас, даже в местах, которые, по идее, должны быть апологетами клиентоориентированности...», — добавил он, вероятно, намекая на недавний инцидент в банке QAZKOM.
При этом молодой человек подчеркивает, что здесь не идет речь об ущемлении прав русскоязычных.
А, напротив, без знания русского человека бы даже не взяли на работу.
А в некоторых компаниях, как он утверждает, не возьмут и без знания английского, но при этом могут закрыть глаза на незнание казахского у персонала, который должен оказывать услуги населению.
«Получается, что казахский сегодня даже не второсортный, а третьесортный язык. Чьи права здесь больше ущемлены?» — задается вопросом казахстанец.