Благодаря тому, что Исламская религия нашла свое место в сердцах людей разных эпох и времен, не только арабы, но и многие народы приняли Ислам, превратив его в традиционный образ жизни, и внесли свою лепту в его развитие и процветание. Естественно, и наш казахский народ не остался в стороне от этого каравана и принял Ислам в восьмом веке. Об этом рассказывали и до сих пор рассказывают наши ученые, которые внесли своеобразный вклад в развитие Исламской цивилизации. Тот, кто сомневается на этот счет, не знает историю и культуру нашего народа.
Если мы внимательно посмотрим, то увидим, что кроме Корана и сунны, в исламском шариате, при вынесении каких-либо решений обращается особое внимание на обычаи и традиции. Об этом всесторонне описывается в книгах, относящихся к правовой методологии. Те обычаи, которые не противоречат шариату, распространены среди людей и являются сахихом, то есть правильными обычаями. К ним относятся: отношения между мужем и женой, трата средств на удовлетворения нужд своей семьи, оказания помощи бедным, отношения с соседями, финансовые отношения, не запрещенные шариатом, оставления завещания и другие обычаи.
А к неправильным, относятся те обычаи, которые противоречат природе Ислама, употребление спиртных напитков, совершения прелюбодеяния, увлечения азартными играми и другие вещи несоответствующие как религиозным, так и человеческим нормам. Имам ан-Навави говорил, что надо опираться на обычаи и традиции по тем вопросам, шариатское решения которых неточное.
Однако, в священном Коране говорится: «Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (сура аль-Хадж, 78 аят). Как мы видим, мусульманские ученые, беря во внимание все основы религии и учитывая положения Ислама в общественной жизни, при закреплении правовых норм использовали обычаи соответствующие их методологиям. Поэтому, все народы и этносы, принявшие Ислам сумели сохранить свой язык и традиции. Это является доказательством того, что ценности Ислама являются общими для всего человечества. По воле Создателя человечество было разделено на разные народы и этносы. Об этом говорится в Коране: «О, люди! Поистине, мы создали вас из (одного) мужчины [Адама] и (одной) женщины [Хаввы] и (размножив вас) сделали вас (разными)народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (сура аль-Худжурат, 13 аят). Каждый народ отличается от другого не только по цвету кожи, но и благодаря своему языку и традициям.
Е. Каракулов, наиб имам центральной мечети Южно-Казахстанской области