Но об этом зачастую забывают те, кто разжигает рознь на религиозной, межконфессиональной почве, кто старается превратить религию в орудие борьбы ради своих интересов. Канагат Нурмухамбетов, руководитель общественного объединения «Центр исследования прав человека «Акжайык» в настоящее время работает над переводом с арабского книги, в которой старший брат Мухаммеда аль Ваххаба рассказывает о религиозных заблуждениях последнего.
В обществе особую остроту имеют проблемы, связанные с ростом религиозного экстремизма, в частности исламского. В общественном сознании исламский экстремизм прочно ассоциируется с ваххабизмом. Некоторая часть мусульман считает последователей данного религиозного течения борцами за очищение ислама. Термин «ваххабизм» был введен в оборот в XVIII веке противниками проповедника Мухаммада ибн Абдуль Ваххаба. Его идеи о модернизации ислама были объявлены неверными. Для последователей традиционного ислама ваххабитом является тот, кто придерживается иного толкования религии. Ваххабитами называют как действительных экстремистов, так и суннитов. Для того чтобы понять, кто такой ваххабит на самом деле, необходимо знать историю возникновения данного религиозного течения.
Основоположником его является проповедник Мухаммад Абдель Ваххаб, который во второй половине XVIII века являлся лидером повстанческого движения на Аравийском полуострове за независимость от власти Османской империи. В качестве идеологической основы национально-освободительного движения использовались лозунги о необходимости борьбы за очищение ислама от нововведений. В основе идей Мухаммада Абдель Ваххаба было отрицание турецкого султана как верховного правителя всех мусульман. Таким образом, для обоснования национально-освободительной борьбы использовались религиозные лозунги, как это обычно и происходит до сих пор.
Ваххабизм как идеологическое течение в исламе тесно связан с Саудовской Аравией и используется ее правящими кругами в достижении внешнеполитических целей получения господства в исламском мире. Но все же многие считают, что эти люди – не мусульмане. Ваххабиты стремятся очистить ислам, но методы, которые они применяют для этого, не поддерживаются священным Кораном.
«Мухаммед аль Ваххаб является основателем ваххабизма, движения, которое распространилось и на территорию Казахстана, пропагандирующее идеи экстремизма и терроризма. В нашей стране сейчас идет очень сильный рост интереса к исламу, причем среди молодежи. Именно молодежь составляет почти 90% верующих мечетей. Они являются главной мишенью ваххабитов. Наиболее сильно это проявляется после пятничного намаза. Эмиссары вербуют здесь молодежь для последующего направления в центры подготовки боевиков, для совершения террористических действий. Главной задачей эмиссара при вербовке является отключить критическое мышление будущего боевика разными психологическими методами, оставляя только стабильное эмоциональное состояние – ненависть к государству. Самым главным вопросом при вербовке ваххабитов является – Что тебе дало государство? И на это есть причины. Первая причина роста влияния ваххабитских идей в Казахстане – у населения накопилось очень много претензий к местным властям. Именно этим и пользуются ваххабиты, делая ислам орудием борьбы против властей и искусственно разжигая межконфессиональную рознь. И начинается все это в сельских районах, откуда ваххабизм распространяется дальше в города», — говорит К.Нурмухамбетов.
Немногие знают, что у Мухаммеда аль Ваххаба был брат, который в своих письмах указывал ему о неправильности избранного пути. Также шейх Мухаммад ибн Сулейман, бывший старший учитель Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, ему писал: «О ибн Абдуль-Ваххаб, я советую тебе, ради Аллаха, держать язык за зубами и не осквернять мусульман, ведь ты сам отклонился от верного пути большинства. Точнее назвать кяфиром того, кто отклонился от пути большинства. Потому что он не следует по пути верующих» [4, с.13]. Брат Мухаммеда аль Ваххаба рассказывает о его заблуждениях и неверном толковании им Корана в угоду своим интересам. С исторической точки зрения, а также с точки зрения религиозных норм и правил, содержание этой книги поможет лучше раскрыть истинные причины борьбы за очищение ислама последователей ваххабизма, которые не имеют ничего общего с традиционными религиозными ценностями.