Постэлекторальный период – один из поворотных моментов в развитии каждого государства. Фактически это шанс для любой управленческой системы усилить реформы или повернуть время вспять и обратиться к старым лекалам. Вплоть до выступления президента Касым-Жомарта Токаева на первом пленарном заседании мажилиса VIII созыва сторонним наблюдателям, особенно критически настроенным, было не до конца ясно, куда именно будет направлен вектор казахстанской истории. В итоге ответы были получены, и они в некоторой степени вселяют оптимизм, передает ИА «NewTimes.kz».
На протяжении всего первого президентского срока политика К. Токаева однозначно определялась как реформаторская. Это было вызвано и волей самого Главы государства изменить общественно-политический ландшафт, так и социальным заказом народа, который устал от застоя затянувшейся «Назарбаевской эпохи». Общим ответом на эти задачи стали пять пакетов демократических реформ, которые Президент выдвигал с последовательной регулярностью и до, и после Январских событий.
Поэтому от выступления Главы государства на первой сессии обновленного Мажилиса зависело, будут ли реформы продолжены, или же начнется их постепенное свертывание. Тем более, что формальных предлогов для этого было великое множество – от ухудшающейся экономической обстановки до критической геополитической ситуации в Евразии. Касым-Жомарт Токаев расставил все точки над i – процесс преобразований не только продолжится, но и усилится.
Кроме того, непопулярными, но продуманными кадровыми решениями К. Токаев ясно дал понять и обществу, и госаппарату: реформы – это не перетасовка кадров в Правительстве, а системная работа. Раз должность Премьер-министра в Казахстане во-многом техническая, то важно, чтобы глава Кабмина четко реализовывал план Президента. Алихан Смаилов уже в курсе всех задач – это гораздо важнее, чем если бы условный новый премьер требовал свои пресловутые сто дней на вовлечение в работу.
Тут ведь еще важно понимать, что олигополия, коррупция и клановость системы в Казахстане создавались без малого три десятилетия. Так что исправить ситуацию за короткий срок практически невозможно, а терять еще условные полгода, пока новая команда придет в себя после свалившейся ответственности, не представлялось возможным.
Не касаясь всего комплекса причин Январских событий, отметим главное: год назад Казахстан оказался на пороге масштабного государственного кризиса, потому что авторитарно-олигархическая система полностью себя исчерпала. Сбои в госуправлении стали для всех очевидны. Касым-Жомарт Токаев с самого начала своего президентства взял курс на демократические преобразования. И хотя транзит верховной власти де-факто был проведен только в прошлом году, однако именно заложенная с 2019 года база позволила стране устоять в момент наибольшей угрозы независимости.
В течение менее чем года в Казахстане прошло пять событий высшего политического уровня: конституционный референдум, а также выборы Главы государства, в Сенат, Мажилис, маслихаты. Во всех этих случаях наибольшей поддержкой пользовались пропрезидентские силы, выступающие за реформы. К слову, уже этим летом состоятся пилотные выборы акимов районов и городов областного значения – и это тоже явный сигнал демократизации политической системы страны.
Как отмечает политолог Шарип Ишмухамедов, выборы в Мажилис должны были стать примером политических достижений, результатом проведенных реформ, обновления Конституции, демократизации политической системы Казахстана в 2021-2023 годах.
«Во-первых, Президент сумел сохранить нейтралитет и не стал представителем или лидером какой-либо партии, как и акимы областей и городов страны. Во-вторых, в Парламенте теперь присутствует мнение шести различных партий, что, возможно, сформирует классическую систему многопартийности в виде коалиций, временных объединений, протестного голосования и компромиссных решений. Многолетний период доминирования одной партии практически уничтожил парламентский плюрализм мнений. Теперь мы слышим самые разные голоса, и видим принципиальные позиции», —подчеркивает эксперт.
Что касается одномандатников, то, по словам Ш. Ишмухамедова, власть осознанно пошла на риск появления депутатов, зависящих не от госаппарата, а только от своих избирателей и их настроений.
«Самовыдвиженцы не способны скрыться за идеологией, лидером или функционерами партии. Восстановленная мажоритарная система позволила населению выбирать конкретных людей, с конкретными историями, достижениями и авторитетом. Одномандатники стали теми активистами, которые показали пример политической конкуренции, ответственности, репрезентации и социализации молодежи, столь необходимой для повышения политической культуры общества», — говорит Ш. Ишмухамедов.
Он считает, что прошедшие выборы показали необходимость продолжения активного реформирования и демократизации политической системы.
Очевидно, что в отличие от своего предшественника, Касым-Жомарт Токаев выбрал формулу «важны и политика, и экономика». Новому Казахстану нужен не только новый экономический базис, и понятная, прозрачная политическая система. Основные пути решения Глава государства представил 29 марта в Парламенте.
«Выступление Президента вдохновило граждан», — говорит политолог Адиль Джунусов. «От начала и до конца оно носило социальный характер. Был дан объемный анализ положения в экономике в тесной увязке с социальным самочувствием населения. Примечательно, что изложенные в выступлении тезисы созвучны с предвыборными платформами партий и одномандатников. И это не случайно, ибо все эти проблемы на устах у народа».
Как подчеркивает эксперт, перед Правительством был поставлен беспрецедентный перечень приоритетных задач.
«Выступление охватывает не только экономические вопросы, но и развитие гражданского общества, демократизацию страны в целом. Я полагаю, это и есть эффект «слышащего государства», когда власти начали напрямую слышать народные запросы. А таких запросов очень много: отсутствие качественных рабочих мест, нерешенные проблемы молодежи и многодетных матерей, инфляция, продовольственная безопасность, земельные законы. Все эти задачи находятся в «красной зоне» исполнительных органов», — говорит А. Джунусов.
По мнению эксперта, перед депутатами и Правительством не только поставлены задачи, но и даны конкретные пути их решения. Они выполнимы в том случае, если и власти, и общественность возьмутся за дело сообща.
«Нам жить в этой стране и нам же о ней заботиться – таким является общий посыл Главы государства», — резюмировал А. Джунусов.
При этом, конечно, Правительству придется действовать с учетом крайне неблагоприятных прогнозов по мировой экономике. Темп глобальных изменений настолько интенсивен, что прежние стратегические планы развития, которые, казалось бы, определены на несколько десятилетий вперед, уже устарели. Здесь важно выделить два горизонта планирования – среднесрочный и долгосрочный.
Как было отмечено выше, на уничтожение пагубной олигархической системы, возможно, понадобится столько же времени, сколько ушло на ее создание. Вместе с тем, очень важно, чтобы работал принцип «преемственность реформ». Так как эти реформы, навеленные на дельнейшую либерализацию, заложены на дллгосрочный период, вплоть до 2050 года.
И открытым остается вопрос, в каком состоянии подойдет Казахстан к 2050 году, когда в рамках соответствующей Стратегии планировалось создание «общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда».
Если говорить просто: задача Касым-Жомарта Токаева о проведении полномасштабной ревизии Стратегии развития Казахстана до 2050 года подтверждает то, что Казахстан больше не намерен строить воздушные замки на рыхлом фундаменте. А поручение переработать «Стратегию-2050» в документ, «определяющий долгосрочное видение и ключевые приоритеты развития страны с учетом глобальных тенденций», подразумевает возможность корректировки в любой момент. Фактически, Президенту предстоит оформить новое качество нашего государства, которое будет определяться эффективным управлением, экономикой и политикой.