суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
498.34
icon
519.72
icon
4.85
Алматы:
icon
-1oC
Астана:
icon
-8oC
×

«Рухани жаңғыру»: Алматинский театр стремится сохранить самобытное музыкальное наследие народа Казахстана

Сохранение своей культуры, собственного национального кода является первым условием модернизации нового типа, о котором писал в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства Нурсултан Назарбаев.

Фото взято с сайта kapital.kz
Фото взято с сайта kapital.kz

Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации. Отметил президент Казахстана.

«Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. Убежден: важнейшая миссия  духовной модернизации заключается и в примирении различных полюсов национального сознания», ― отметил  он.

Именно на вышесказанное положение и было нацелено создание театра традиционного искусства «Алатау», который был открыт 18 августа 2016 года в канун празднования 25-летия Независимости Казахстана и 1000-летия Алматы, по инициативе руководства культурной столицы. Целью деятельности уникального и беспрецедентного по мировым меркам храма искусства является сохранение и развитие национально-культурных традиций, самобытного народного музыкального творчества, многообразного музыкального наследия народа Казахстана, приобщение к фольклору, шедеврам классического и современного музыкального искусства традиционной культуры. С начала своей деятельности театра традиционного искусства осуществляет работу согласно видению, изложенному в плане развития предприятия, то есть по пяти основным направлениям: традиционная песня; сказание; терме; айтыс; показ отечественных кинофильмов, за исключением народного танца (би) и инструментальной пьесы (кюй), отметил в интервью газете «Вечерний Алматы» директор театра традиционного искусства, известный исполнитель традиционной песни, ученый-этнограф Берик Жусупов.

«За это время были организованы представления традиционной музыки в городах Алматы и Астана ― в рамках зимней Универсиады и EXPO, которые также включали поэтические состязания молодых поэтов-импровизаторов. На самой площадке театра были проведены десятки концертов и представлений традиционной песни, сказаний, терме, айтысов, благотворительных мероприятий, фестивалей, конкурсов, творческих вечеров, кинопоказов для ветеранов, воспитанников детских домов и социально уязвимых слоев населения», ― отметил собеседник издания.

«Инновации ― важное направление вектора деятельности театра. В статье Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» на этот счет имеется очень важное положение. «Новая модернизация... должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации». Сегодня наблюдаются отдельные попытки внесения новизны и в сферу традиционного исполнительства, например, элементов шоу в кюй-тартыс и айтыс, даже можно испробовать форму айтыса в стиле рэп. Имеется и база для постановки мюзиклов на национальном материале или в национальном духе, но с одним условием. Мюзикл по-казахски, в частности на сцене театра традиционного искусства, не должен вслепую применять так называемый принцип снятия, что было продемонстрировано в «Мулен Руж», который остался на уровне затейливой варьете-постановки. Наоборот, он в большей степени должен отражать заложенный казахскими авторами посыл ― в отличие от интерпретаций в современных постановках, создаваемых на родине их авторов, особенно если эти страны сегодня поражены энтропией своих национальных культур. Поэтому постановщикам казахского мюзикла надобно следовать комбинации принципа снятия (следование образцу) и принципа концентрации, что наглядно продемонстрировали авторы мюзикла «Сыган серенадасы», который, имея форму бродвейского мюзикла, по духу остается национальным культурным проявлением», ― продолжил директор театра.

По его словам, подобные стремления к новизне достойны поддержки, в ряде стран даже принята практика инноваций в данной сфере, которые порой шокируют традиционные вкусы. Данный подход в условиях традиционного общества чреват последствиями, ― как бы то ни было, но нематериальное культурное наследие должно охраняться государством и обществом, в частности, от искажений в процессе воспроизводства смысла, значения и ценностного содержания, заложенных в него при создании. Однако сказанное вовсе не значит отгородиться от новых веяний «великой китайской стеной», считает он. Жизнь испытывает традиционное искусство на выживаемость. Благо, что традиционное исполнительство такой же живой организм как и язык, ― оно изменяется, постоянно совершенствуется, адекватно стремится к новым формам, новому языку выражения, что можно наблюдать в симбиозе традиционного пения и современной казахской популярной музыки.

«Расширяя художественное поле традиционного искусства, нельзя отходить от многократно испытанных временем театрально-концертных программ ― речь идет об использовании таких форм, как спектакль-концерт, концерт-лекция, тематические вечера и другие. Издревле концертные выступления традиционных исполнителей сами по себе олицетворяли сценические постановки, начиная от виртуозности исполнения, заканчивая мимикой. Все они обладали редким даром мастерски сочетать голосовые возможности со сценической игрой. Поэтому здесь нет надобности изобретать что-либо новое. Также апробационную форму имеют тематические вечера и концерты-лекции, посвящаемые творческой деятельности выдающихся традиционных исполнителей. Априори можно расширить их тематическую направленность, охватывая такие темы, как история одной песни, версии и вариации одного культурного наследия, а также добиваясь связанности с краеведением в русле стратегической статьи Елбасы «Духовное развитие». Важная часть этих программ ― освещение проблем сохранения и развития трех региональных исполнительских традиций: Жетысуской, Аркинской и Западно- Казахстанской школ», ― заключил Берик Жусупов.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0