Семьи столичных акимов продолжают появляться в бизнес-реестрах – на них оформлены десятки компаний в сфере агробизнеса, недвижимости, торговли и услуг. Часть активов за последние годы перешла между родственниками, сохранив контроль внутри этих же семей, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Центр журналистких расследований Дмитрия Шишкина.
На текущий момент сын бывшего акима Даурен Жаксыбек официально числится лишь в одной казахстанской структуре – ТОО «Капитал Секьюритиз» (оптовая торговля). Несмотря на многомиллионные обороты в прошлом, последние два года компания не делает налоговых отчислений.
До середины 2025 года Даурен вместе с отцом владел ТОО «Namar Management» (вероятный собственник БЦ «Табыс» в Астане), которое выплатило в бюджет более 8 млрд тенге. Однако позже доля Жаксыбека-младшего перешла Саяту Батпенову – экс-депутату маслихата и племяннику Адильбека Джаксыбекова. Аналогичная рокировка произошла и в ТОО «Инвестментс», через которое Даурен контролировал добывающее предприятие «Qazprom Minerals» – теперь этим бизнесом также владеет Батпенов.
Стоит напомнить, что в 2018 году Даурен Жаксыбек входил в топ-10 богатейших людей страны по версии Forbes с состоянием 700 млн долларов (благодаря контролю над корпорацией «Цесна»), но в последние годы он исчез из списков влиятельных бизнесменов. Его кузен Саят Батпенов, напротив, расширяет присутствие: на него записано восемь компаний, включая MBX Management и клинику «Дермэстет». Еще один племянник экс-акима, Арман Батпен, ранее владел ТОО «Парковочное пространство Астаны», чья работа по проекту ГЧП жестко критиковалась аудиторами. В марте 2025 года акимат окончательно расторг контракт с этой структурой.
Наследники покойного Темирхана Досмухамбетова, считавшегося верным соратником первого президента, управляют огромным количеством активов. Сын Чингиз владеет 24 компаниями, среди которых гигант сельского хозяйства «Байсерке-Агро» (1,4 млрд тенге налогов) и золотодобывающие предприятия в Восточном Казахстане – ГРК Maralicha.
Кроме того, Чингиз владеет долей в ТОО «Леру» (БЦ «Гранит» в Алматы), где его партнером выступал Юрий Ким, а ранее – Болат Назарбаев. В сфере интересов семьи и энергетика: компания «Тараз гринпауэр дженко» планирует строить каскад ГЭС в Жамбылской области. По данным расследований «Азаттык», Чингизу также принадлежал пентхаус в Дубае на Palm Jumeirah стоимостью около 1,9 млн долларов.
Читайте также: Почему акимы выпрашивают финансирование, а потом его не тратят
Дочь покойного чиновника Алия Досмухамбетова контролирует 14 компаний. Самая известная – авиатурагентство «Отрар Тревел» с разветвленной сетью филиалов. Также она занимается элитным коневодством (ТОО «Конезавод–Рахат») и управляет коммерческой недвижимостью в Алматы и Атырау через фирмы «Отраравиа» и «Дос-аренда».
В семье Умирзака Шукеева предпринимательская жилка проявилась у старшей дочери Нурбалы. Она владеет ТОО «New Hall Food» (общепит в Астане), однако, судя по нулевым налогам в 2025 году, заведение прекратило работу.
Более активны племянники – Адиль и Айлин Естай. Вместе с отцом Бериком Естаем они контролируют «Навои Тауэрс Алматы». Любопытно, что на 12-летнюю Айлин записано ТОО «Навои Rent», занимающееся арендой недвижимости.
Сын Аскара Мамина Данияр Узакбай ведет дела за рубежом – он возглавляет швейцарскую Standard Trade Solutions SA, которая занимается экспортом казахстанского зерна. Дочь Динара в бизнес-реестрах не значится.
Читайте также: Акимы должны отвечать за свои обещания – Токаев
Зато племянник Ернар Мамин управляет солидным пулом компаний в Казахстане: от «Центра торговли «Қараөткел» (кинопоказ) до фирмы «Алькор Проксима». Ранее он также владел ТОО «Прайм-Инвест», которому принадлежал столичный ТРЦ Eurasia, и имел бизнес-интересы в Лондоне.
Сам Асет Исекешев и его дети Алихан и Камила формально бизнесом не владеют. Главным предпринимателем в семье остается его брат Ерлан Исекешев, на которого зарегистрировано 24 компании.
Дочь Бахыта Султанова Анель развивает ТОО «Образовательный центр A&M». Несмотря на название, фирма известна своими контрактами с госструктурами (на сумму 166 млн тенге) на услуги... отопления. Это стало возможным после покупки части здания с котельной, что превратило образовательный центр в субъект естественной монополии.
Читайте также: «Пять зарплат на одну куртку»: казахстанцы обсуждают люксовый образ акима Павлодара
Сын Султанова Амирлан в этом году только достигает совершеннолетия и в реестрах пока не замечен.
У Алтая Кульгинова дети еще не достигли возраста для ведения бизнеса: старшая дочь будет праздновать совершеннолетие в этом году, а младшей исполнится только 10 лет.
У нынешнего акима Жениса Касымбека четверо детей, но сведений об их коммерческой деятельности в открытых источниках нет. Младшее поколение семьи также не числится в учредителях компаний брата акима – Ардака Касымбека.
Читайте также: Казахстанец обвинил акимат Астаны в незаконной торговле и коррупции
Напомним, в прошлом году стало известно, что акимат Астаны передаст в госсобственность фирму «Парковочное пространство Астаны», связанную с экс-акимом столицы Адильбеком Джаксыбековым.
А в октябре во время встречи с жителями жилого массива Уркер акиму Астаны Женису Касымбеку задали вопрос о слухах, распространяющихся в обществе, о его возможном назначении на более высокую должность. В ответ Касымбек призвал горожан «не верить слухам».