суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
498.34
icon
519.72
icon
4.85
Алматы:
icon
-3oC
Астана:
icon
-6oC
×

«Второй сезон Пушкина-Курмангазы?»: Казахстанский ЛГБТ-активист процитировал нежную переписку Валиханова и Достоевского о «любви и влечении»

Известный казахстанский ЛГБТ-активист Amir Shaikezhanov, «весельчак с грустным цветом глаз», как себя характеризует, разместил на своей странице в Facebook провокационный пост, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz»

Пост Shaikezhanov озаглавил просто - «Мужская любовь, что может быть прекраснее?». Но, по сути, он цитирует переписку Чокана Валиханова и Федора Достоевского.

«1856 год.

Ч.Валиханов Достоевскому: «Мне так приятны эти немногие дни, проведенные с Вами в Семипалатинске, что теперь только о том и думаю, как еще побывать у Вас. Я не мастер писать о чувствах и расположении, но думаю, что это ни к чему. Вы, конечно, знаете, как я к Вам привязан и как я Вас люблю».

Достоевский ответил ему: «Вы пишете так приветливо и ласково, что я как будто увидел Вас снова перед собою. Вы пишете мне, что меня любите. А я Вам объявляю без церемоний, что я в Вас влюбился. Я никогда и ни к кому, даже не исключая родного брата, не чувствовал такого влечения как к Вам, и бог знает, как это сделалось. Тут бы можно многое сказать в объяснение, но чего Вас хвалить! А Вы верно и без доказательства верите моей искренности, дорогой мой Валихан, да если бы на эту тему написать 10 книг, — ничего не напишешь, чувство и влечение — дело необъяснимое».

Источники: Валиханов Ч.Ч. Письма. – Алматы, 1985.
Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т.1. – М. – Л.,1928.», — цитирует Shaikezhanov отрывки из переписки между Чоканом Валихановым и Федором Достоевским, из которых современникам становится ясно, что эти двое мужчин любили друг друга и, более того, испытывали друг к другу «влечение».

Чокан Валиханов «Автопортрет на диване»

Федор Достоевский — русский писатель, известный своими художественными романами крайне депрессивного содержания. Если о нем многое известно из исследований литературоведов, то образ Чокана Валиханова за годы советской власти оброс бронзой, и в нашем воображении стал почти неподвижным.

В прошлом году Институт истории и этнологии им.Ч.Ч.Валиханова Комитета науки МОН РК сделал сюрприз для подписчиков страницы Science in Kazakhstan в Facebook, подготовив 10 интересных фактов из жизни Чокана Чингисовича Валиханова.

Из пункта первого становится ясно, что Чокан Валиханов зачитывался такими авторами, как Диккенс и Теккерей.

Из второго пункта мы узнаем, каким он был модником: «Одевался Чокан всегда с иголочки; зимой ходил в военной шинели с бобровым воротником, ухаживал за ногтями и на одном пальце отпускал ноготь по-китайски», — вспоминают о нем биографы. И еще он любил покупать разные красивые вещички и коллекционировать их.

Третий и четвертый пункты рассказывает о его библиотеке и о том, какой он был якобы острослов.

В пятом пункте приводятся примеры, когда он проявлял чувство юмора.

Шестой пункт гласит: «Валиханов – слишком европеец, более европеец, чем многие русские».

В седьмом пункте рассказывается о том, как он «слишком сильно любил веселиться». Впрочем, Чокан Валиханов, по отзывам современников, не употреблял спиртное.

Из восьмого пункта мы узнаем, что Валиханов номинально всегда оставался мусульманином, чтобы не прерывать связь со своим народом.

В девятом пункте приводится пример того, как он ненавидел националистов. «Эдуард Струве начал речь о том, что киргизы ненавидят казаков. Вдруг губы Валиханова передернуло, он взглянул нежно на своего друга и школьного товарища Г.Н. Потанина, бывшего казачьего сотника, встал перед Струве и сказал, что «у киргизов нет ненависти к лучшим представителям казачьего войска, я желал бы засвидетельствовать. Я, как киргиз, поднимаю бокал и целую моего друга казака!». И он горячо поцеловал Г.Н. Потанина», — вспоминают очевидцы.

В десятом пункте рассказывается, каким причудливым образом Чокан Валиханов любил свои две Родины: там, где жил его народ, и Россию. Оказывается, он говорил, что у него одна любовь вставлена в другую, другая в третью, «вроде того, как ирбитские сундуки, маленький вложен в большой, а тот в еще больший».

Теперь, когда образ Чокана Валиханова в нашем воображении немного ожил, обратим внимание на комментарии под постом Амира Шайкежанова.

Искусствовед Валерия Ибраева встревожилась: «Это второй сезон Пушкина-Курмангазы?».

Другие комментаторы были уверены, что «сейчас бомбанет». И это действительно случилось.

Платоническая любовь или физическая? Второй сезон Пушкина-Курмангазы? Дошло даже до того, что «наш-то прынц нашел себе страшилу))))))».

«Все только в ваших собственных мыслях. В письмах указаны лишь слова о любви и влечении, каждый трактует их, как хочет и может», — в какой-то момент заметил на свою провокацию Амир Шайкежанов.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0