К депутатам продолжают обращаться десятки компаний, пострадавших от проблем с прохождением грузов на казахско-китайской границе, передает ИА «NewTimes.kz».
Мажилисвумен Дания Еспаева обратилась к премьер-министру Казахстана Аскару Мамину с требованием принять конкретные меры для поддержки бизнеса связи с задержкой грузоперевозок из Китая.
Эти вопросы фракция «Ак жол»поднимала в депутатском запросе от 24 сентября 2021 года. В полученном ответе отмечено, что ситуация взята на контроль правительством, проведены переговоры с китайской стороной.
«С 21 октября грузообмен возобновился, увеличилось количество отправляемых в Казахстан вагонов. При этом, проблема с автоперевозками не разрешена, на таможенном пункте «Нур жолы» из Казахстан в Китай ожидают очереди 10 366 автотранспортных средств.
Читайте также: На границе Казахстана с Китаем простаивает около 5 тыс товарных контейнеров
Для казахстанских перевозчиков эта проблема крайне болезненна, о 50-километровых очередях фур на китайской границе наша фракция обращалась в Правительство с лета прошлого года. А воз, точнее, фуры – и ныне там.
Увеличение ж/д перевозок не решает проблему срыва поставок: как следует из обращения предпринимателей, объем грузов для Казахстана, накопившихся на территории Китая, составляет более 8-ми тысяч контейнеров, транспортировка которых даже с учетом достигнутых соглашений, растянется еще на год. И это без учета новых объемов груза, — отмечает Еспаева.
Казахстанские перевозчики предлагают, как одну из мер, снизить квоту на транзит грузов в другие страны, хотя бы в пропорции 1 к 4 (1 контейнер на Казахстан против 4-х транзитных контейнеров).
«Возможно, такая мера будет противоречить Соглашению об организации контейнерных поездов в сообщении «Китай-Европа» от 2017 года, но в сложившейся ситуации Казахстан вынужден отстаивать свои национальные интересы», — считает депутат.
Читайте также: Китай временно закроет автомобильные пункты пропуска с Казахстаном
Еще одной проблемой является рост тарифов на услуги по транспортировке, что отражается на стоимости товаров и влияет на инфляцию. Так, услуги перегруза на китайской стороне выросли до 150 000 юаней за 1 автотранспортное средство, что превышает даже саму стоимость перевозки.
«Для сравнения, исторически стоимость перевозки фуры на Хоргосе складывалось от 1200 до 5000 долларов США, а в данный момент выросла 28 тыс долларов США. На железнодорожном транспорте из-за дефицита контейнеров стоимость покупки контейнеров выросли с 1950 долларов до 7500 долларов США.
Стоимость отправки груженного 40 тонного контейнера из КНР изменилось с 3100 долларов в августе 2020 года до 13000 долларов США в сентябре 2021 года.
Кроме того, из-за затяжного коллапса автоперевозок и ж/д перевозок в текущем году, многие предприятия несут прямые убытки, связанные со срывом договоров на производство или поставку связанной продукции.
Это влечет не только потерянную прибыль, но и штрафные санкции со стороны партнеров, а также банков из-за просрочки по кредитам. По информации обратившихся компаний, их убытки доходят от нескольких десятков миллионов — до 1 млрд тенге.
Для исполнителей госзаказа и квазигоссектора ситуация также чревата попаданием в список недобросовестных поставщиков и лишением права на участие в госзакупках в будущем, без какой-либо вины с их стороны», — подчеркивает мажилисвумен.
Читайте также: Китайская сторона ограничила прием поездов из Казахстана
Сегодня внешнеторговая палата НПП уже выдает пострадавшим участникам ВЭД свидетельства о форс-мажорных обстоятельствах по данной ситуации. Получение такого свидетельства связано с необходимостью сбора доказательств и документов самими предпринимателями, а также уплатой сборов.
Однако данное признание не освобождает предприятия от финансовых и банковских обязательств, а между тем, они составляют основную проблему.
«В этой связи считаем необходимым не просто выдавать свидетельство о форс-мажоре, а принять конкретные дополнительные меры поддержки бизнеса», — резюмировала Еспаева.