Давление дешевой российской пшеницы может привести к банкротству неконкурентоспособных фермерских хозяйств. Вне зоны риска те, у кого хорошая урожайность зерна, как минимум 10 ц/га, передает ИА «NewTimes.kz».
Об этом пишет портал El Dala.
Именно поставки дешевого российского зерна в ближайшие годы смогут полностью разорить фермеров, у которых либо низкий процент урожайности (4-7 ц/га), либо устаревшая агротехника. В целом перпектива урожая следующего года выглядит оптимистичной: благодаря хорошей влагозарядке средняя урожайность может вырасти до 15 ц/га. Но принципиально это ничего не изменит, потому что в России соберут как минимум 30 ц/га.
«Нужно посмотреть на исходные цифры по урожайности зерновых в России и Казахстане, и все станет понятно. В 2022 году средняя урожайность пшеницы в РФ составила 37 ц/га, в Казахстане — около 12 ц/га. В текущем году Россия просела до 34 ц/га, но в Казахстане в среднем собрали около 8 ц/га. Это в четыре раза меньше российских показателей, отсюда и разница в себестоимости нашего, казахстанского, и российского зерна. И какой бы низкий ценник не поставили казахстанские фермеры, Россия предложит еще дешевле», — говорится в статье.
Вне зоны риска те хозяйства, где урожайность превышает 10 ц/га. Хотя бы с минимальной рентабельностью, но они смогу существовать. А для того чтобы зарабатывать хорошо и иметь ресурсы для развития, необходимо повышать отдачу с каждого гектара, увеличивая производительность труда.
Чтобы это реализовать, должны быть финансовые ресурсы, а также чтобы цены на сельхозтехнику, агрохимию и прочие средства производства не росли ежегодно устрашающими темпами. Важную роль тут должно играть государство, но пока оно не справляется, отмечается в материале.
«Куча программ и мер поддержки, а воз и ныне там. На нас негативно влияют препоны в виде того же утильсбора на сельхозтехнику. Наше хозяйство активно обновлялось в 2021-2022 годах, утильсбора пришлось заплатить 160 млн тенге. Кто этому будет рад? В то же время удобрения подорожали в 2,5 раза. К примеру, селитра стоила 77 тыс тенге/тонна, стала 200 тыс, сульфоаммофос стоил 125 тыс тенге/тонна, стал 320 тыс. Вот так залезли в карманы наших предприятий! А эти средства должны были идти на внедрение технологий и повышение урожайности», — цитирует портал фермера Павла Лущака.