Инфляционная ситуация в стране ухудшилась. Об этом прямо заявил председатель Национального банка Тимур Сулейменов, передает ИА «NewTimes.kz».
Годовая инфляция резко ускорилась, цены растут по всем направлениям. Регулятор экстренно поднял базовую ставку до 18%, чтобы не допустить дальнейшего обвала.
Национальный банк Казахстана в условиях стремительного роста цен и перегрева экономики повысил базовую ставку до 18% годовых. Причина – ухудшение инфляционной ситуации, которую глава Нацбанка назвал худшей за последнее время.
«Инфляционная ситуация ухудшилась. Мы наблюдаем устойчивую и опасную динамику, которая требует жесткого ответа… Основной вклад в рост инфляции продолжают вносить удорожание продовольствия и платных услуг. Месячная инфляция и ее устойчивая часть также заметно ускорились. Инфляционные ожидания, в свою очередь, сохраняются повышенными», – заявил на брифинге 10 октября председатель Нацбанка Тимур Сулейменов.
По его словам, годовая инфляция в сентябре разогналась до 12,9% – это выше как августовских данных (12,2%), так и всех прогнозов. Причем рост цен зафиксирован по всем основным компонентам инфляции – от продуктов и топлива до услуг.
Продовольственная инфляция – 12,7%, отдельные категории растут опережающими темпами из-за роста издержек и удорожания импорта. Сервисная инфляция достигла 15,3%, в том числе из-за скачка цен на регулируемые услуги до 30,4%. Топливо подорожало на 11,9% за год, а только в сентябре – на 3,4%.
«Мы видим признаки инфляционной спирали. Это уже не временное явление, а устойчивая тенденция. Не реагировать – значит допустить дальнейшее обострение», – подчеркнул Сулейменов.
Месячная инфляция в сентябре составила 1,1%, а базовая и сезонно-очищенная – 1,2% и 1,3% соответственно. Все ключевые индикаторы указывают на закрепление инфляционных ожиданий и рост вторичных эффектов.
Сегодня стало известно, что Национальный банк Казахстана неожиданно ужесточил денежно-кредитную политику – базовая ставка выросла сразу на 1,5 процентного пункта, с 16,5% до 18% годовых. Такое решение регулятор объяснил необходимостью сдержать рост цен и не допустить развития «инфляционной спирали».