После вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию внутренний рынок страны откроется для иностранного бизнеса, передает ИА «NewTimes.kz».
В этой связи нефтесервисные компании должны готовиться к жесткой конкуренции. Такое мнение выразил генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Дауржан Аугамбай.
«Зарубежные конкуренты готовы предложить более низкие цены. Поэтому казахстанским нефтесервисным компаниям нужно менять подходы к работе, внедрять экономию в производстве. Кроме того, следует уже сейчас развивать сотрудничество с иностранными коллегами», — подчеркнул спикер.
Вместе с тем, Дауржан Аугамбай считает, что сохранение в рамках переходного периода требований по казахстанскому содержанию поможет компаниям нефтесервисной отрасли. В этом плане интересен опыт Саудовской Аравии, которая, являясь членом ВТО, использует различные меры для защиты своего внутреннего рынка.
К примеру, для казахстанского содержания в контрактах компании «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В» превысила 426 млн долларов и составляет 48%.
В данный момент нефтегазодобывающий консорциум готовится к реализации первого этапа расширения Карачаганакского месторождения. Компания испытывает потребности в электрооборудовании и кабельной продукции казахстанского производства.
«Компания «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В» и компании-партнеры по Карачаганакскому проекту поддерживают инициативы правительства по развитию местного производства и сервисных кластеров. Данная стратегия послужит долгосрочному развитию казахстанских предприятий, а также внедрению новых технологий», — отметил управляющий директор КПО Б.В Бейбит Сабиров.
Нефтегазодобывающий консорциум устроил семинар для представителей международных и отечественных компаний-производителей. Его задача – ознакомить участников с предстоящим объёмом заказов.
«В компании «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В» успешно внедряется программа развития казахстанского содержания. Она позволила задействовать в освоении Карачаганака более 3 тыс казахстанских предприятий, которые получили заказы на сумму более 5,3 млрд долларов США», — заявил генеральный директор КПО Б.В Ренато Мароли.
Стоит отметить, что КПО реализует множество проектов, направленных на развитие социальной инфраструктуры Западно-Казахстанской области.
«Ежегодно на реализацию проектов выделяется порядка 20 млн долларов США. В строительстве задействованы только казахстанские подрядчики. Объем инвестиций в социальную инфраструктуру региона составил около 265 млн долларов США», — отметил заместитель акима ЗКО Бахтияр Макен.
Между тем, казахстанское содержание в нефтегазовой отрасли выросло в 2,5 раза за последние пять лет.
«По итогам прошлого года нефтегазовыми компаниями закуплено товаров, работ и услуг более чем на 3,1 триллиона тенге, в которых местное содержание составило 1,7 трлн. тенге или 54,4%. Это почти в 2,5 раза больше, чем 5 лет назад. Рост: с 681 млрд. тенге до 1,7 трлн. Тенге», — такие результаты озвучил вице-министр энергетики РК Магзум Мирзагалиевна прошедшей в Атырау IV-ой Ежегодной конференции «Казнефтегазсервис – 2015: нефтегазовое строительство и инжиниринг».
В работе форума, посвященного вопросам строительных и инжиниринговых подрядов, приняли участие руководители государственных органов Республики Казахстан, компаний Тенгизшевройл, Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В., Норт Каспиан Оперейтинг Компани (NCOC), Маерск Ойл Казахстан, Жайыкмунайгаз, казахстанских инжиниринговых и сервисных компаний.
Один из главных вопросов – развитие нефтегазовых проектов, несмотря на временную неблагоприятную динамику цен на нефть.
«Сегодня во всем мире происходят изменения, падение цен на углеводородные ресурсы и металлы вызвало сокращение притока инвестиций, в том числе, в нефтегазовом секторе. Однако в нашей стране инвесторы планируют реализовать масштабные проекты – ведутся подготовительные работы по проекту будущего расширения на Тенгизском месторождении, на подходе проект расширения Карачаганака, также предстоит запуск добычи на Кашагане. Нам необходимо оперативно пересмотреть некоторые позиции, а также внести корректировки в планы на предстоящий период. У нас нет времени на раскачку», — пояснил вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев.
По словам Мирзагалиева, во исполнение поручений президента Республики Казахстан Министерство энергетики в сотрудничестве с национальной компанией КазМунайГаз и тремя крупными операторами – ТШО, КПО и NCOC проводит работу по развитию отечественного производства высокотехнологичной машиностроительной продукции.
Напомним, между тремя крупными операторами и КазМунайГаз в 2012 году была подписана Актауская декларация. В её рамках были проанализированы закупки нефтегазовых компаний и сформирован список ТОП-10 наиболее востребованной продукции для организации ее производства в Казахстане.
В рамках увеличения доли казахстанского содержания в объемах товаров и услуг в сфере недропользования на сегодняшний день в Республике Казахстан уже созданы или находятся на стадии запуска ряд новых производств. В частности, на базе Западно-Казахстанской машиностроительной компании совместно с компанией General Electric создан авторизованный Сервисный центр по ремонту газовых турбин. Казахстанская компания Service Pipe Holding совместно с корпорацией CNPC планируют выпуск стальных сварных труб большого диаметра. Компания Tenaris Global Services запускает завод по нарезке трубных соединений премиум-класса. Созданы совместные предприятия на месторождении Тенгиз по проектированию (KPJV), по оказанию буровых услуг (KMG Drilling&Services и Nabors Drilling), по проектированию и строительству вахтового поселка (Искер и Bonatti). Достигнуты договоренности о создании СП по ремонту и техническому обслуживанию высокотехнологичного нефтегазового оборудования (Siemens и Schneider Electric — производство и обслуживание электрооборудования; ЖигерМунайСервис и Cameron — обслуживание и ремонт бурового оборудования).
Также, на сегодняшний день, министерством энергетики Республики Казахстан и национальной палатой предпринимателей РК подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, в соответствии с которым НПП будет вовлечена в работу по импортозамещению.
Одним из других направлений работы министерства энергетики в этой сфере является внедрение нового механизма – «ранний тендер», который предоставляет отечественным производителям и инвесторам, желающим локализовать свое производство, достаточное время для освоения выпуска новой продукции и налаживания производства. В рамках его реализации победителю тендера вручается контракт с отсрочкой поставки товара не менее двух лет, в течение которых производитель сможет наладить такое производство в Казахстане.
Кроме вышесказанного, министерство энергетики Казахстана активно участвует в Экспертной группе по развитию проекта будущего расширения Тенгизшевройл. В результате создано 4 СП по проектированию, автоматизации, строительству и металлоконструкциям и на стадии завершения создание СП по бурению. Многие казахстанские компании уже привлечены к этому проекту и будут выпускать достаточно широкий спектр продукции.
Также, этот опыт распространяется и на Карачаганакский проект: в условиях тендера на базовое проектирование проекта расширения предусмотрено требование к подрядчику об обязательном партнерстве с казахстанской проектной компанией, причем 40% и более объема работ должно быть выполнено в Республике Казахстан отечественными специалистами.
Отечественная обрабатывающая промышленность имеет потенциал для насыщения внутреннего рынка отечественной конкурентоспособной продукцией, однако, на сегодняшний день объем производства и, соответственно, закупа отечественных товаров, работ и услуг, незначителен по сравнению с объемом импортируемых товаров, работ и услуг.
Термин «казахстанское содержание» был впервые введен в законодательство о недрах и недропользовании 1 декабря 2004 года, вместе с терминами «казахстанский производитель» и «казахстанское происхождение». Однако вплоть до принятия Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам казахстанского содержания» от 29 декабря 2009 года (далее - Закон о казахстанском содержании), особого внимания он к себе не привлекал, поскольку положения о казахстанском содержании носили преимущественно декларативный характер.
В частности, несмотря на то, что правила приобретения недропользователями ТРУ были впервые утверждены постановлением правительства РК еще в июне 2002 года, подавляющее большинство недропользователей на практике данные правила игнорировало, продолжая осуществлять закуп ТРУ на свое усмотрение.
Однако с момента принятия Закона о казахстанском содержании, правила игры между государством и недропользователями резко изменились. Такое изменение, к примеру, выражается в том, что, начиная со второй половины 2010 года, подавляющее большинство недропользователей перешло к закупкам ТРУ в рамках регламентированной государством процедуры.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы казахстанского содержания в закупках ТРУ недропользователями являются:
Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 года № 291-IV «О недрах и недропользовании».
Постановление правительства Республики Казахстан от 20 сентября 2010 года № 964 «Об утверждении Единой методики расчета организациями местного содержания при закупке товаров, работ и услуг».
Постановление правительства Республики Казахстан от 20 сентября 2010 года № 965 «Об утверждении форм и Правил составления и предоставления годовой, среднесрочной, долгосрочной программ закупа товаров, работ и услуг, отчетов недропользователей о приобретенных товарах, работах и услугах и об исполнении обязательств по местному содержанию в кадрах».
Приказ и.о. министра образования и науки Республики Казахстан от 10 августа 2012 года № 362 «Об утверждении Правил исчисления минимального количества казахстанских кадров, в процентах от общей численности персонала, подлежащих обучению и предоставления компетентному органу для включения в условия конкурса на предоставление права недропользования минимального количества казахстанских кадров».
Приказ от 10 августа 2012 года № 361 «Об утверждении Методики расчета минимального уровня потребности по обучению казахстанских специалистов».
Приказ министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 27 сентября 2010 года № 320-п «Об утверждении Методики расчета казахстанского содержания в кадрах».
Кроме того, в целях создания условий для устойчивого развития отечественного производства конкурентоспособных товаров, работ и услуг, а также продвижения их на внутреннем рынке,постановлением правительства Республики Казахстан от 29 октября 2010 года № 1135 утверждена программа по развитию казахстанского содержания в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы.
Развитие местного содержания — это сложный процесс, рассчитанный на долгосрочную поэтапную реализацию, по трем направлениям: создание и развитие местных производителей товаров, работ и услуг, развитие кадров, и инфраструктуры.
Запланированные меры позволят отечественным производителям своевременно подготовиться к хозяйственной деятельности в условиях открытой конкуренции в рамках членства Казахстана в Едином экономическом пространстве и Всемирной торговой организации. В свою очередь, участие страны в данных экономических организациях предоставить возможность казахстанским предприятиям выйти на рынки, как соседних стран, так и дальнего зарубежья в обозримом будущем.
Согласно программе к 2014 году в республике планируется довести долю казахстанского содержания в общем объеме закупок товаров до 60%, а работ и услуг – до 90%. К достижению столь значимой цели государство идет последовательно и системно, вырабатывая целостную концепцию казахстанского содержания.
Кроме того, постановлениями правительства РК от 14 февраля 2013 года № 133 и 134 утверждены правила приобретения ТРУ недропользователями (правила приобретения ТРУ при проведении операций по недропользованию посредством государственной информационной системы «Реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей» и правила приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию.
Данные правила разработаны в соответствии с законом «О недрах и недропользовании».
Положения правил направлены на регламентацию порядка приобретения недропользователями ТРУ при проведении операций по недропользованию и содержат отдельные регламенты закупок как для недропользователей по контрактам на твердые полезные ископаемые, так и для недропользователей по контрактам на углеводородное сырье.
Правила предусматривают такие основные нововведения: размещение недропользователями конкурсных документаций в государственной информационной системе «Реестр товаров, работ и услуг используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей»; проведение заказчиками закупа способом через систему электронного закупа в электронной форме; закуп из одного источника у казахстанского производителя товаров, работ и услуг, являющегося единственным поставщиком, зарегистрированным в базе данных товаров, работ, услуг и их поставщиков, которая формируется и ведется национальным институтом развития в области развития местного содержания; заключение долгосрочных договоров о закупках, в случае если закуп таких товаров, работ и услуг предусмотрен в среднесрочной и долгосрочной программе закупа и так далее.
Кроме того, правилами обновлен порядок проведения закупа способом открытого конкурса, который должен теперь проводиться в два этапа: размещение объявления о проведении открытого конкурса в системе и периодическом печатном издании, сбор конкурсных заявок, вскрытие конкурсной комиссией конкурсных заявок, рассмотрение конкурсной комиссией конкурсных заявок на соответствие требованиям конкурсной документации с составлением протокола допуска к участию в открытом конкурсе; а также представление потенциальными поставщиками, допущенными к участию в открытом конкурсе, конкурсных ценовых предложений, рассмотрение конкурсных ценовых предложений и определение победителя открытого конкурса с составлением протокола подведения итогов, заключение договора с победителем открытого конкурса.
Однако, несмотря на значительные изменения в законодательстве, на данный момент, к сожалению, отсутствует надлежащая производственная база по выпуску полного спектра товаров, соответствующих мировым стандартам качества и требованиям безопасности. Товары же, производимые в Казахстане, зачастую либо не соответствуют стандартам, предъявляемым заказчиками, либо имеют более высокую стоимость по сравнению с их иностранными аналогами, что значительным образом сказывается на затратах заказчика.