четверг, 2 мая 2024 г.
icon
442.05
icon
474.14
icon
4.74
Алматы:
icon
12oC
Астана:
icon
9oC
1xadv
×

Адаптация Казахстана к условиям новой экономической реальности

Предпринятые меры по адаптации экономики к быстро меняющейся мировой конъюнктуре и таким образом сохранению активов Национального фонда позволят выполнить необходимые социальные обязательства, заложенные в программе "Нұрлы жол".

Адаптация зарубежных проектов к условиям реализации на территории Республики Казахстан на сегодняшний день является популярным направлением в современной строительной индустрии. Иностранные компании предлагают оригинальные проектные решения, новые технологические решения, которые востребованы у отечественных производителей, инвесторов, застройщиков.

Адаптацию зарубежных проектов к условиям реализации на территории Казахстана стоит доверять только профессионалам своего дела. Опыт сотрудничества на международном рынке, широкий круг профессиональных контактов среди зарубежных партнеров позволяет KPSP гарантировать своим Заказчикам профессиональную адаптацию иностранных проектов. KPSP предлагает Клиентам услуги профессиональной адаптации проектно-сметной документации, разработанной иностранными компаниями, к требованиям строительных норм и правил Республики Казахстан.

По мнению экспертов Всемирного банка, для Казахстана адаптация к условиям "новой экономической реальности" – это возможность сбалансировать экономику на основе эффективной диверсификации, которая сегодня может оказаться более успешной, чем в период высоких цен на нефть.

Однако диверсификация – это не только инвестиции, но и технологии, которые могут передать только страны, идущие на гребне технологического прогресса.

Сырьевая пауза

Согласно прогнозу эксперта Всемирного банка Ханса Тиммера, в текущем году рост ВВП Казахстану не превысит 1%, а в 2016 году этот показатель, возможно, будет и меньше. Тем не менее, как подчеркнул эксперт, картина роста ВВП недооценивает такие вызовы, как вероятность дальнейшего ухудшения условий международной торговли, что для Казахстана оборачивается значительными бюджетными потерями, которые на сегодня превышают 10%.

– Даже при сохранении прежних объемов добычи нефти, из-за низкой цены рамки возможностей бюджета по расходам будут только сужаться. Это серьезный шок для экономики, – констатировал ситуацию Тиммер.

Эксперт также подчеркнул, что в условиях современных вызовов странам для обеспечения устойчивости в экономике необходимо прежде всего адаптироваться к "новой норме", то есть научиться работать и развиваться при низких ценах на нефть. Это ко всему прочему потребует применения гибкого валютного курса и обеспечения благоприятного делового климата.

В числе факторов, ограничивающих скорость восстановления экономики стран восточноевропейской части и Центральной Азии, Ханс Тиммер назвал относительно небольшой размер финансовых рынков, которые могли бы использоваться в качестве альтернативы банковскому кредитованию.

– Меры, направленные на объединение финансовых рынков, хотя до их практического осуществления еще далеко, могли бы способствовать развитию источников частного капитала. В этом случае в регионе появились бы единые правила, а инвесторы смогли бы более эффективно оценивать риски, чтобы наращивать частные инвестиции, – пояснил эксперт.

В числе существенных рисков неблагоприятных условий торговли – вероятность снижения покупательной способности населения, что только усугубит положение экономики многих стран. Это означает, что прежняя тенденция роста бедности и безработицы в регионе может вновь проявиться на общем фоне событий. Между тем положение населения стран – экспортеров нефти ухудшается из-за роста цен на импорт, что обусловлено девальвацией национальных валют, сокращением рабочих мест в производственных секторах экономики, а также значительным давлением на бюджет. Такое положение дел логически предопределяет необходимость быстрой адаптации к новой экономической реальности.

– Ухудшение показателей бедности можно остановить только в том случае, если страны воспользуются "сырьевой паузой" для индустриального подъема, – считает эксперт.

Обрести конкурентоспособность на мировых рынках странам восточно-европейской части регио¬на и Центральной Азии позволит корректировка валютных курсов в сочетании с осмотрительной кредитно-денежной политикой, призванной удерживать под контролем внутреннюю инфляцию. Но это монетарная тактика, а что касается более системных стратегий, то необходимо ускорять темпы реформ, рассчитанных на долгосрочную перспективу. При этом следует устранять пробелы, например, в области политики конкуренции, малой приватизации, торгового и валютного режимов, включая либерализацию цен.

Придание реформам нового импульса – необходимый шаг для того, чтобы обеспечить устойчивость экономики. При этом, как считает вице-президент Всемирного банка Сирил Муллер, для диверсификации казахстанской экономики необходимо наличие трех элементов: во-первых, оптимальные цены в макроэкономическом смысле, которые позволяли бы поддерживать эти процессы, во-вторых, высокий уровень образования, в-третьих, благоприятный бизнес-климат.

В целом в рекомендациях экспертов Всемирного банка было мало утешительного как для неф-тяников, так и для производителей товаров, поскольку "новая реальность", о которой много говорил Тиммер, пока предполагает лишь одно – ужесточение конкуренции на рынке в условиях ВТО. Тем не менее зарубежные эксперты еще раз подтвердили мнение о том, что главный драйвер экономики – это малый и средний бизнес.

Технологическое партнерство

Казахстанско-Японский бизнес-форум, состоявшийся недавно в Астане, стал поистине знаковым событием в экономической жизни нашей страны. Важность этого события, на наш взгляд, состоит в том, что на сей раз экономическое взаимодействие между странами имеет более емкое инвестиционное и технологическое содержание. Казахстану это обещает немалые перспективы в построении экономики, в меньшей степени зависимой от колебаний сырьевой конъюнктуры.

На сегодня в Казахстане в области транспорта и логистики реализуются три крупных проекта с участием японского капитала, которые в целом призваны оказать существенное влияние на увеличение транзитных грузопотоков внут¬ри страны. В Карагандинской и Костанайской областях с участием японских партнеров стартуют проекты по разведке редкоземельных металлов. В автомобильной промышленности ведется активная работа с компанией "Тойота-Моторс" по выпуску легковых автомобилей в Казахстане, в Шымкенте успешно развивается и расширяет производственные мощности совместная компания по производству высокотехнологичного медицинского оборудования. И это только малая толика той работы, которая ведется в стране с участием японских компаний и инвесторов. В общей сложности на сегодня в Казахстане работает 50 предприятий с участием японских инвесторов.

Выступая с приветственным словом к участникам бизнес-форума, Президент Казахстана -Нурсултан Назарбаев отметил, что в современном мире Япония по праву является государством высоких технологий. Она занимает третье место в мире по объему ВВП, четвертое – по экспорту готовых товаров и входит в десятку глобальных лидеров по индексу развития человеческого капитала.

– Казахстан и Япония – стратегические партнеры. Мы установили экономические связи на очень высоком уровне. За последние годы общий объем инвестиций Японии в Казахстан составил порядка 5 миллиардов долларов, объем товарооборота за 7 лет вырос до 10 миллиардов долларов, – подчеркнул Глава государства.

Президент Казахстана также сообщил, что японский бизнес в Казахстане успешно работает в таких секторах, как транспорт, горно-металлургический комплекс, химическая промышленность и машиностроение. В настоящее время ведутся переговоры о сотрудничестве по другим перспективным направлениям на общую сумму инвестиций порядка 700 млн долларов. Среди них – проекты по производству этанола, созданию в Казахстане центра диагностики онкологических заболеваний, выпуску обновленной модели автомобилей марки "Тойо¬та", строительству терминалов и другие проекты.

В свою очередь Премьер-министр Японии Синдзо Абэ отметил высокий потенциал сотрудничества между странами в сфере реализации индустриальной программы Казахстана.

– В экономической жизни Казахстан активно проводит политику диверсификации промышленности, развития предприятий малого и среднего бизнеса, основанных на внешних инвестициях и технологиях. Именно в этой области мы видим роль, которую должна сыграть Япония, – отметил Синдзо Абэ.

Научно-кадровый аспект диверсификации

Между тем, как отмечают многие казахстанские ученые, сотрудничество с Японией как с государством, обладающим самой наукоемкой экономикой в мире, несомненно, принесет Казахстану немало пользы. Однако при этом нельзя забывать и о том, что если у нас не будет специалистов, способных адекватно и быстро воспринять принципы японских технологических систем, то толку от такого сотрудничества, по крайней мере для нас, будет мало. Поэтому сегодня для диверсификации экономики, как отмечали эксперты Всемирного банка, нам нужно совершенствовать и образовательную систему, ориентируя кузницу кадров и науку на тренды текущей технологической революции.

Согласно данным Комитета нау¬ки МОН РК, сегодня со стороны государства активно стимулируются научные инициативы ученых, создаются условия для реализации научных замыслов, роста творческой свободы и академической мобильности служителей нау¬ки. Для проведения учебных занятий и совместных исследований в вузах в 2014 году были привлечены 1 726 зарубежных и казахстанских ученых, издано 225 совместных научных публикаций с высоким импакт-фактором, то есть новаторским содержанием.

В соответствии с Законом «О нау¬ке» сегодня в Казахстане существует практика мотивации и поощрения деятелей науки. В частности, это доплата за ученые степени, категории квалификации, оплата зарубежных стажировок научных сотрудников и прочие льготы. Тем не менее отток хороших кад¬ров из страны, в том числе молодых специалистов, продолжается. В условиях нарастания глобальной конкуренции в сфере новых технологий, как известно, в мире существует жесткая конкуренция в научной сфере на результаты научных исследований и технологий. И в этом плане происходит открытая "охота" на таланты или людей, которые являются экспертами в определенной специфике деятельности.

Согласно мнению таких ученых, как доктор физико-математических наук Зинетулла Инсепов, профессор микробиологии Рустем Омаров и других специа¬листов, имеющих за плечами солидный опыт работы в зарубежных научных центрах, Казахстан уже сейчас обладает существенным заделом в таких наукоемких сферах деятельности, как космическое материаловедение и зондирование, генетика, полимерная промышленность, биотехнология, криотехнология, программирование, радиационная технология, создание алмазных и высокотвердых покрытий и пленок, производство аморфного кремния и ряде других направлений. Но для того чтобы вывести эту работу на уровень взаимодействия науки и практики, необходимы не только инвестиции в эти направления, но и приток свежих кадров.

Один из таких практиков новой волны – Каныбек Канатбекулы. Сегодня он возглавляет одно из крупных предприятий в своей отрасли – ТОО "Казмедстройхолдинг", которое занимается выпуском медико-диагностического и аналитического оборудования. С 2012 года предприятие активно сотрудничает с японскими партнерами, совместно с которыми сегодня в Шымкенте реализуется проект по расширению производства и выпуску новой линейки продукции.

– Ранее мы занимались производством медицинской оснастки и мебели, но с 2012 года освоили выпуск медицинского электронного оборудования, начиная от обычных электрокардиографов, до сложной рентгено-диагностической аппаратуры. При этом на нынешнем этапе нам приходится сталкиваться с проблемой квалифицированных инженерных и рабочих кадров, – говорит глава предприятия.

На сегодня доля компании на внутреннем рынке аналогичной продукции составляет около 80%. То есть казахстанские товаропроизводители почти полностью закрывают потребности отечественного рынка по своим позициям.

В будущем году компания планирует выйти с наукоемкими видами продукции на рынки Ближнего Востока, Ирана и Центральной Азии.

«Новая экономическая реальность» для предприятий легкой промышленности Казахстана, прошедших сквозь «огонь и медные трубы» рыночной действительности, – это не только риски, связанные с кризисными факторами экономики, но и реальная возможность начать массированную экспансию внутреннего рынка потребления. Эти и другие приоритеты заложены в основе стратегии нового представительного органа отрасли – Союза производителей продукции легкой промышленности РК, который объединяет около 30 компаний с высоким потенциалом роста.

Бремя мелкотоварного производства

Сегодня на казахстанском потребительском рынке относительной доминантой можно назвать лишь одну отечественную отрасль – пищевую промышленность, продукция которой, за исключением даров моря и субтропических плодов, составляет основу продуктовой корзины населения. В отличие от пищепрома товары легкой промышленности Казахстана трудно обнаружить на внутреннем рынке как до, так и после «вселенского потопа» китайской товарной экспансии, имевшей место в прежние годы. Сумма ее рыночных предложений, как дым отечества, вечно воспаряет в «горние выси госзаказа», не удостаивая вниманием «пересохшую почву» потребительского рынка. И в этом смысле отечественная отрасль явно оправдывает свое специфическое определение – «легкая».

Впрочем, если говорить без сарказма, то текущее состояние отрасли, хорошо усвоившей азы отечественной специфики, но не освоившей товарные ниши потребительского рынка, трудно назвать поступательным развитием, поскольку в этом нет главного – весомости вклада в реальное содержание рынка.

На сегодня в стране из общего числа зарегистрированных предприятий легкой промышленности (1 534) активно работают примерно 58%. Согласно данным Комитета промышленности МИР РК, в отрасли действуют порядка 900 предприя¬тий, большинство из которых относятся к категории малого и среднего бизнеса. При этом доля легкой промышленности в общем валовом производстве обрабатывающей отрасли не превышает 1,2%. А ее доля в общей структуре промышленного производства республики и вовсе «невесома» – всего 0,48%.

Выходит, что усилия 900 реально функционирующих предприятий этой отрасли не могут еще существенным образом повлиять на уровень товарного предложения на рынке, в том числе изменить устоявшееся мнение о том, что легкая промышленность Казахстана существует лишь на уровне мелкотоварного производства. Доказать обратное трудно, поскольку в гардеробах наших граждан по-прежнему нет отечественного содержания. На емком потребительском рынке есть турецкие и китайские товары. В последние годы на рынках страны наблюдается засилье российских швейных, трикотажных, меховых и прочих изделий, но продукцию наших компаний и днем с огнем не найти. И тут, очевидно, никакие цифры показателей не смогут убедить наших граждан в том, что легкая промышленность Казахстана сегодня находится на этапе стартовых возможностей, выстраивает новые стратегии развития, связанные с массовым выпуском продукции, а попутно и обеспечением экономической безопасности внутреннего рынка. К слову сказать, в текущем году наш внутренний рынок ощущает сильную зависимость от двух источников перманентного импорта – российского и китайского.

Судя по динамике индекса физического объема легкой промышленности Казахстана, стабильный рост за последние 6 лет демонстрирует лишь один сегмент индустрии – производство одежды. Основная часть этих изделий, как правило, это спецодежда для нацио-нальных компаний и учреждений здравоохранения, спецобмундирование для Вооруженных сил, полиции, МЧС и прочих госорганов и структур квазисектора. Освоение этой емкой ниши потребностей, с одной стороны, стало стабильным источником доходов для местных швейных производств и поставщиков сырья, а с другой – сделало отрасль «пришвартованной» к емкому пакету государственно-корпоративного заказа.

Эксперты отмечают, что в настоящее время лишь малая толика предприятий отрасли, в том числе созданных в рамках первой пятилетки индустриализации, занимается выпуском определенной линейки продукции, более ориентированной на конкурентный рынок. Это и трикотажные, и текстильные изделия, одежда и обувь. Тем не менее склонность к массовому производству товаров широкого потреб¬ления ни одна из этих компаний не проявляет, кроме экспортоориентированных предприятий, объемы которых, как правило, не выходят за рамки контрактных потребностей.

По мнению председателя Комитета промышленности МИР РК Тимура Нурашева, несмотря на то что легкая промышленность не вошла в число приоритетных секторов второй пятилетки ПИИР, тем не менее эта отрасль остается в сфере повышенного внимания со стороны Правительства.

– Сегодня в условиях деятельности в ВТО и ЕАЭС представителям отрасли в целом необходимо подумать о том, как они будут развиваться в дальнейшем и что для этого нужно. Конечно же, здесь необходимо проводить техническое перевооружение предприятий, обес¬печивать внедрение новых технологий управления, привлекать инвестиции в отрасль и активно готовить профессиональные кадры, – говорит руководитель комитета.

Системные резервы

Между тем в рамках ЕАЭС активно ведется работа по развитию механизмов стимулирования кооперации, а также выявлению барьеров в развитии легкой промышленности. Предполагается, что межотраслевая кооперация или интегрированный принцип производства широкой линейки продукции в рамках ЕАЭС позволит снять с повестки дня многие набившие оскомину проблемы. Одна из них – конкуренция между компаниями стран-партнеров, выпускающих одну и ту же продукцию, другая – недостаток инвестиций, необходимых для роста производства и вывода продукции на экспорт. В случае интеграции между отраслевыми предприятиями России, Беларуси и Казахстана конкуренция могла бы иметь место лишь в отношении аналогичной продукции третьих стран, что подвигало бы «кооператоров» к еще большей консолидации усилий и средств производства.

Но дело в том, что интеграционные производственные процессы могут развиваться в двух направлениях – в рамках горизонтальной кооперации и вертикальной интеграции. Если в первом случае речь идет о расширении производственных связей между предприятиями, то второй вариант предполагает выстраивание жесткой индустриально-интегрированной вертикали с единой системой управления. Ра¬зумеется, при вертикальной интеграции у казахстанских компаний существует риск быть поглощенными более крупными участниками этих интегрированных бизнес-структур. Поэтому, как считает Тимур Нурашев, на сегодня речь может идти только о выстраивании производственных связей по принципу горизонтальной кооперации.

Инициативы о масштабной производственной кооперации между странами евразийской интеграции все время наталкиваются на стремление одних сторон застолбить за собой привилегию более высоких переделов, в то время как другим участникам предлагается незавидная роль сырьевого донора. И поскольку в рамках ЕАЭС пока еще невозможно выстроить полноценную скооперированную систему воспроизводства продукции легкой промышленности на равноправной и взаимовыгодной основе, то казахстанским компаниям ничего другого не остается, как создавать полные производственные циклы выпуска товаров – от сырья до готовой продукции. Безусловно, этот способ более трудозатратный, чем принцип кооперации, но, как мы знаем из истории, развитые страны капитализма тоже не сразу вписались в рамки более продвинутых форм организации производства, а главное – далеко не в одночасье постигли экономическую выгоду от этого. Примечательно также, что беспрецедентный рост легкой промышленности многих развитых государств мира, как правило, начинался именно с того момента, когда на пути инициатив предпринимательства не оставалось никаких существенных барьеров, в том числе факторов несовершенства тарифной политики. В рамках ЕАЭС этот механизм защиты рынка, по сути, должен быть предельно ориентированным на стимулирование внутреннего производства, а не зарубежного.

Эксперты считают, что бремя низких импортных пошлин на одежду в рамках ЕАЭС может привести к тому, что уже к 2020 году прямые потери отрасли для России составят порядка 11% от общего объема производства легкой промышленности. Что касается других стран-партнеров, то их потери здесь также могут быть значительными.

В целом, несмотря на все объективные и субъективные сложности текущего момента, у отечественной отрасли легкой промышленности имеются не только потенциальные возможности для наращивания производства, но и значительные резервы роста, лежащие в плоскости интеграции.

Согласно мнению председателя Союза производителей продукции легкой промышленности РК Сауле Шауеновой, сегодня деятельность отраслевого объединения вышла за рамки швейной специфики, охватив такие направления, как текстильное, чулочно-носочное, трикотажное, включая производства нетканых материалов и головных уборов. Эти предприятия имеют реальные производственные мощности, многие из них развиваются на конкурентном рынке не один десяток лет. Благодаря собственным усилиям, а также мерам государственной поддержки, осуществляе¬мым в рамках индустриального развития, эти предприятия сегодня не только встали на ноги, но и начинают укреплять свои позиции на рынке.

– Наша задача – переориентировать крупных и средних игроков рынка из сферы «узкой специфики» в более широкое рыночное пространство. То есть работать на широкий внутренний рынок потребительских товаров, – говорит глава союза, генеральный директор Группы компаний «Ютария ltd».

Активный потенциал отрасли

Эксперты отрасли отмечают, что в настоящее время, при переходе экономики Казахстана на индустриально-инновационный путь развития, назрела объективная необходимость усиления роли легкой промышленности в данном процессе. При этом развитие таких сегментов, как современный дизайн изделий, производство текстильных, швейных, трикотажных, обувных и кожевенных изделий, а также фурнитуры, могло бы не только резко поднять значение отрасли в экономике соответственно ее вкладу, но и существенно расширить и обогатить специфику занятости наших граждан. Напомним, что легкая промышленность в мировой практике во все времена воспринималась в качестве социально важной отрасли экономики, поскольку она обеспечивает самый высокий уровень занятости населения.

Между тем, как полагают эксперты, на сегодня стартовые возможности для широкой экспансии внутреннего рынка имеются у 30–40 высокотехнологичных компаний отечественной легкой промышленности. При максимальном использовании принципов горизонтальной кооперации, когда компонентная база полностью состояла бы из казахстанского содержания, вполне вероятно, что эта когорта компаний сможет успешно конкурировать на внутреннем рынке и заполнять ниши собственными товарными предложениями. Однако для начала, как известно, нужны механизмы и стимулы.

Согласно данным NADLoC, за 9 месяцев текущего года доля местного содержания в закупках государственных органов, национальных холдингов и компаний, системообразующих предприятий и недропользователей в легкой промышленности составила 24,3%, а общий объем закупа составил 6,4 млрд тенге. В сравнении с аналогичным периодом 2014 года общий объем закупа в легкой промышленности увеличился на 86,5 млн тенге.

По мнению председателя Агентства по развитию местного содержания NADLoC Кайрата Бектургенева, для активного поворота отечественных предприятий в сторону потребительского рынка нужно создавать условия, позволяющие повернуть ситуацию в необходимое русло. Например, в рамках процедуры при крупных закупках по легкой промышленности, проводимых АО «Казахстан Инжиниринг», следует рассмотреть возможность включения такого критерия, как отбор предприятия при условии пошива гражданской повседневной продукции в размере 30% от общего объема выпускаемой продукции.

– Данный шаг может стать существенной предпосылкой для пере¬ориентации части продукции отечественной легкой промышленности на рынок массового потребления, – считает Кайрат Бектургенев.

Изменение реальности неизбежно влечет за собой появление новых вызовов, но одновременно и открывает дополнительные возможности, которыми машиностроительная отрасль Казахстана может и должна воспользоваться в полной мере.

О том, как будут работать отечественные машиностроители в существенно изменившейся экономической ситуации, в условиях вхождения нашей республики в ЕЭАС и ВТО, какие перспективы открываются перед отраслью и как решать проблемы, с которыми уже столкнулись отдельные предприятия, мы обсуждали на III Форуме машиностроителей РК. Состоялся он в начале октября и стал эффективной диалоговой площадкой между государством, бизнесом и наукой. В мероприятии участвовали более 700 делегатов из 20 стран мира, включая представителей известных производителей из США, Италии, Австрии, России.

В рамках форума состоялись секционные отраслевые заседания по шести приоритетным направлениям машиностроения. Такая организация работы позволила нам более детально рассмотреть проблемы каждой подотрасли. Также состоялась панельная сессия по вопросам кадрового обеспечения и развития машиностроения в рамках членства Казахстана в ЕАЭС и ВТО.

Нам было что обсудить. Хотя предыдущий форум прошел всего год назад, но за это время общемировая экономическая ситуация изменилась коренным образом, что не могло не отразиться и на машиностроительной отрасли РК, для которой сегодня не самые простые времена. С одной стороны, ситуация в мировой экономике вынуждает предприятия в разы сокращать свои затраты, в том числе на закуп машиностроительной продукции, с другой, членство Казахстана в ЕАЭС и ВТО ведет к резкому росту конкуренции на рынке.

Пережив кризис 90-х, больно ударивший практически по всем крупным промышленным предприятиям стран СНГ, казахстанское машиностроение смогло не просто возродиться, но и последние 15 лет показывало восходящую динамику роста. Объем производства продукции в отрасли вырос с 66 млрд тенге в 2001 году до 870 млрд тенге в 2014-м, то есть в 14 раз. За эти годы зародились и начали укрепляться новые направления, такие как автомобильное, судостроительное, авиастроительное, энергетическое машиностроение. Особое место занимает железнодорожное машиностроение, где мы освоили выпуск не только комплектующих, но и наладили собственное производство локомотивов и вагонов, часть которых сегодня ориентируется на экспорт.

За 5 лет количество действующих предприятий отрасли увеличилось в 1,5 раза. Были успешно осуществлены проекты, которые позволили производить новые конечные виды продукции, такие как мобильные буровые комплексы, электровозы, грузовые и пассажирские вагоны, локомотивы, бульдозеры и многие другие. На первом этапе в рамках Карты индустриализации по данному направлению запущено 74 проекта на сумму 212 млрд тенге. Создано более 9 тыс. постоянных рабочих мест.

Неплохо для нас начинался и 2014 год. Физический объем продукции за два первых месяца составил 118,9% и 119,1% соответственно, однако потом он показал резкое снижение, и минувший год мы закончили на отметке 99,5%. Прежде всего это связано с тем, что машиностроители используют порядка 90% импортного металла, так как казахстанские металлурги не производят в нужных объемах качественную и легированную сталь, цены на которую выросли.

В январе нынешнего года ситуация еще больше ухудшилась, и на протяжении последних 7 месяцев объемы колеблются в районе 70%. Как все помнят, наши сограждане начали тогда скупать автомашины и другие товары в России. Итог – производство отечественного автопрома сократилось на 40%. Ситуация могла еще сильней усугубиться, если бы не своевременно принятые меры по сдерживанию влияния глобального кризиса на экономику Казахстана. Речь о выделении из Нацфонда 1 трлн тенге на 2014–2015 годы, из которых для автомобилестроения через БРК-лизинг выделено 10 млрд тенге на автокредитование физическим лицам и 5 млрд тенге по программе лизинга – юридическим лицам. В ближайшее время также будет дополнительно выделено 10 млрд тенге на автокредитование. Кроме того, для поддержки экспорта локомотивов предусмотрен лизинг еще на 9 млрд тенге. Надеемся, это позволит нынче выйти на восьмидесятипроцентный уровень объема отраслевой продукции от прошлого года.

Отмечу, что с аналогичными проблемами столкнулись и наши российские коллеги, о чем и говорил на форуме первый заместитель председателя Думского комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, и решают они их также при помощи государства. Кстати, по мнению В. Гутенева, развитию автопрома в нашей стране могла бы способствовать поддержка производителей комплектующих со стороны государства прежде всего за счет налоговых и таможенных преференций, а также стимулирования создания совместных предприятий с российскими компаниями. В целом в рамках интеграционного взаимодействия Казахстана и России сегодня делается акцент на таких секторах, как сельскохозяйственное и энергетическое машиностроение, станкостроение, которые имеют очень хорошие перспективы развития.

Как отмечалось во время недавнего официального визита в Казахстан президента Российской Федерации Владимира Путина, на сегодня только в рамках Карты индустриализации наши страны осуществляют 20 совместных проектов. В частности, во время встречи глав двух государств в Астане было подписано соглашение о расширении стратегического партнерства между "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" и "АвтоВАЗ". Это стало логическим продолжением сотрудничества автомобилестроителей двух стран. Напомню, в рамках прошлогоднего II форума машиностроителей президентом ОАО "АвтоВАЗ" Бу Инге Андерссоном было заявлено о том, что производственные стандарты, которые получил "АвтоВАЗ" с приходом новых акционеров, станут технологической базой строящегося в Усть-Каменогорске производства полного цикла. Это крупнейший российско-казахстанский проект в промышленной сфере. Его стоимость превысит 1,1 млрд долларов, а целевым рынком сбыта станет не только Казахстан, но и четыре ключевых региона РФ. Выйдя на ежегодный объем в 120 тыс. автомобилей, производство станет одним из важнейших драйверов промышленного роста в Казах¬стане. Также ОАО "АвтоВАЗ" и группа компаний "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" договорились о совместной деятельности по развитию сбытовой и сервисной сети на рынке Сибири.

Ввод первой очереди крупнейшего в республике объекта автопрома намечен на 2017 год. По предварительным оценкам, объем выпуска в первые 7 лет работы будущего предприятия составит 500 тыс. автомобилей, что обеспечит прирост республиканского ВВП на уровне 6 млрд долларов. С выходом на проектную мощность новый промышленный объект позволит создать 12 тыс. новых рабочих мест.

Это – наши перспективы. Но уже сегодня, невзирая на кризис, у нас есть предприятия, которые продолжают успешно развиваться. В частности, это Экибастузский завод по производству стрелочных переводов и колесной продукции "Проммашкомплект". За 3 года существования предприятие крепко встало на ноги и заняло свою нишу, завоевало признание партнеров как среди отечественных покупателей, так и среди зарубежных потребителей. Завод не имеет аналогов не только в Казахстане, но и в странах Центральной Азии. ТОО "Проммашкомплект" – непосредственный участник первой пятилетки Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Сегодня потребители его продукции – НК "Казахстан темир жолы", АО "КазТемирТранс", ТОО "Камкор Вагон", "Камкор Локомотив".

Еще один адрес успеха – ТОО "Алматинский вентиляторный завод". Предприятие начинало свое работу в кризисном 2008-м буквально с нуля, но уже через три года профессионализм и наработанный опыт способствовали тому, что "АВЗ" смог принять участие в государственных программах поддержки машинострое¬ния. Сегодня это предприятие является участником большинства государственных программ – "Производительность-2020" и "Дорожная карта бизнеса-2020", входит в региональную Карту индустриализации Алматинской области. В прошлом году завод удостоен звания лауреата Премии Президента РК "Алтын сапа" в номинации "Лучшее предприятие производственного назначения" в сфере среднего предпринимательства. На "АВЗ" внедрена японская система "лин-технологий» – "Кайдзен". Благодаря высокотехнологичному оборудованию производительность труда на предприятии увеличилась в 5 раз и достигает в настоящий момент 25 млн тенге в год на одного рабочего, а качество продукции стало соответствовать всем международным стандартам. Кстати, после корректировки курса тенге только за один месяц "АВЗ" увеличил объемы производства на 30% и в данное время восстанавливает штатную численность предприятия.

Приоритетную роль в дальнейшем развитии отрасли будет играть План нации "100 конкретных шагов" в рамках реализации пяти президентских реформ. Здесь мы хотим заявить, что все предприятия нашей отрасли будут всячески содействовать Правительству в решении стратегических задач национальной экономики. Мы также продолжаем опираться на поддержку Правительства, которое всегда реагировало на нужды машиностроителей. Поэтому на форуме мы обратились к правительственным структурам, ко всем производителям отрасли, ко всем тем, кто причастен к дальнейшему развитию машиностроения в Казахстане с несколькими предложениями.

Одно из них связано с модернизацией отрасли. Вопрос этот поднимался многократно. Положительным примером здесь могут служить заводы "Казцинк¬маш", "Мунаймаш", "АЗНО", которые по программе "Производительность-2020" оснастились современным станочным оборудованием, что позволило им в разы поднять производительность труда.

Но это, к сожалению, единичные примеры. Необходима масштабная модернизация станочного парка заводов, большинство которого морально и физически устарело. Например, одним из лучших является Петропавловский завод тяжелого машиностроения. Но из почти 1 900 единиц оборудования завода порядка 950, или 50% имеют более чем 30-летний износ. Такая же ситуация на многих отечественных заводах.

Президент Казахстана сказал, что машиностроительный комплекс должен стать локомотивом преобразования экономики и индустриально-инновационного развития страны. Уверен, нам это под силу. Данная отрасль всегда была и будет одной из основ экономического роста и оборонного потенциала страны. За этим стоит труд, знания, опыт казахстанских машиностроителей, доказавших свою способность решать самые сложные задачи. Мы видим постоянное внимание и поддержку со стороны государства. Поэтому объединив наши силы, сможем дать достойный ответ новым вызовам, преодолеть кризисные явления в экономике и продолжить развитие отечественного машиностроения.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: