«100 конкретных шагов» - это четкая реализация фронтальных задач, раскрывающих колоссальный потенциал развития Казахстана.
Это нестандартный план, который содержит 100 детальных и практических решений, закладывающих основы дальнейшего вектора поэтапной модернизации государства, экономики и общества. Пять институциональных реформ жизненно необходимы Казахстану, чтобы создавать и воспроизводитьконкурентные преимущества нашей страны на глобальном уровне.
План Нации - конкретен, последователен и ясен.
Он обозначил магистральный путь в Будущее для миллионов казахстанцев.
За каждой строкой президентского Плана Нации незримо, но отчетливо выступает созидательный исторический месседж - «Наша страна, наша нация, наше будущее».
Каждый пункт Плана Нации понятен как работнику пекарни в Актау, фермеру в Кокшетау, студенту в Шымкенте или бизнесмену из стартап-проекта в Алматы, так и университетскому профессору в Таразе, нефтянику в Атырау или шахтеру в Караганде.
«100 шагов» - это 100 конкретных поручений Лидера Нации, которые охватывают реформирование всех сторон государственного развития и жизни общества.
15 шагов направлены на кардинальное повышение профессионализма государственного аппарата. 19 шагов- это эффективные действия по модернизации судебной системы и работы правоохранительных органов. 50 шагов - это четкие и точные решения, стимулирующие новый высокотехнологичный экономический рост и развитие человеческого капитала, строго ориентированные на улучшение качества жизни казахстанцев. 6 шагов - это полновесные меры, предполагающие укрепление общеказахстанской идентичности, единства общества, развитие системы ценностей «Мәңгілік Ел». 10 шагов обеспечивают совершенствование механизмов работы «Открытого Правительства», прозрачности и подотчетности госорганов, усиления общественного контроля и расширения гражданского участия.
Эти конкретные 100 шагов отражают чаяния народа.
Они в интересах народа и каждого казахстанца.
Каждый из нас, казахстанцев, должен совершить вместе со всей страной эти важные 100 шагов - в своей профессии, на своем рабочем месте, в своей общественной жизни.
План Нации возлагает новый уровень ответственности на государственных служащих. Теперь каждый, кто трудится в государственном аппарате, лично отвечает за свой конкретный сегмент выполнения президентских «100 шагов». И каждый государственный служащий должен быть готов в любое время дать четкий ответ, что лично он сделал и делает на своем конкретном участке работы.
Образец такой высокой ответственности показывает нам Елбасы своим неустанным служением народу и стране, своими трудами и заботами о благе Казахстана и казахстанцев.
Приведу пример, который уже стал привычен, но его глубинный смысл ещё до конца не осмыслен.
Строительство Астаны перекодировало исторический опыт мышления и практики нашего народа.
Оно сломало формировавшиеся веками оковы жизненной инертности целых поколений и открыло масштабный потенциал творчества и созидания суверенного народа Казахстана.
Кто сегодня оспорит, что возведение столицы - поразительный пример инженерного мышления новой нации?
Астана колоссально влияет на развитие человеческого капитала всего Казахстана.
Для национального сознания единой нации важно то, что идет трансформация ментально-психологической сферы, кристаллизуется и укрепляется вера всего народа в себя и свои силы.
Появление на пространстве Казахстана нового почти миллионного мегаполиса - это изменение, прежде всего, экосферы, ее связей и укладов.
Развитие Астаны - яркий пример стратегической выверенности, комплексности идей и действий Лидера Нации.
Развитие столицы - это не только передовые архитектурные решения, но и планомерное изменение вокруг Астаны природного ландшафта, вместе с которым меняется экологическое мышление казахстанцев.Создается «зеленый пояс» Астаны.
А там, где новый лес, там свежий воздух, там прекращается эрозия почвы, смягчаются ветры. Там возможен туризм с многочисленными базами отдыха. Там формируется качественно новая нация с развитым экологичным сознанием. Выдвинув План Нации, Глава государства утверждает новую парадигму модернизационного процесса в Казахстане.
Первое - это концептуальная проработанность и четкое целеполагание.
На вершину стратегической иерархии вознесены две генеральные цели, определяющие образ будущего страны.
Это вхождение в 30-ку развитых государств мира к 2050 году и реализация Казахстаном стандартов стран Организации экономического сотрудничества и развития.
Глубокая взвешенность и точный расчет «100 шагов» открывают горизонты новых возможностей для страны, для государства, для каждого казахстанца.
Второе - непрерывность и инклюзивность. Как известно, многие страны развивающегося мира использовали концепции догоняющей модернизации. В основе Плана Нации и в целом Казахстанского пути заложен инклюзивный характер модернизационного процесса, предполагающий активное участие всех социальных групп.
Кроме того, инклюзивность означает синхронизацию и взаимную обусловленность мер, принимаемых государством и обществом по реализации Стратегии «Казахстан-2050».
«100 шагов» - это органичная составная часть нашей долгосрочной стратегии развития и практическая программа по вхождению Казахстана в ТОП-30 самых развитых стран мира.
И этим обеспечивается преемственность и неразрывность успешного развития Казахстана в ХХI веке, на многие десятилетия вперед.
Третье - опора на лучший международный опыт. Мы всегда скрупулезно изучали и воспринимали передовые практики наиболее успешных стран в вопросах проведения экономических реформ, государственного строительства и социального развития. Однако наш опыт не имеет ничего общего с шаблонным копированием. Мы органично применяем эффективные элементы успешной практики развития других стран с учетом наших национальных условий, ценностей и интересов граждан.
Таков и президентский План Нации «100 шагов», отразивший в себе все лучшее из мировой практики.
Четвертое - интеллектуальность и инновационность.
Все 5 реформ и каждый из 100 шагов предполагают опору на знания и передовые технологии, которые станут фундаментом модернизированного казахстанского общества, его интеллектуальной составляющей.
Предусмотрено развитие инклюзивной высокотехнологичной экономики с новыми профессиональными кадрами.
Глава государства ориентирует казахстанцев на конкуренцию в мировом поле интеллекта, знаний и компетенций. Это ключевой фактор становления и развития всех процветающих обществ ХХI века.
Вместе с тем воплощение «100 шагов» принесет как минимум 100 новых навыков для Казахстана, которые станут основой новых проектов и начинаний.
План Нации - это сугубо интеллектуальная программа, которая предполагает конструктивное взаимодействие и сотрудничество государства, гражданского сектора и научно-экспертного сообщества. Именно в этих целях созданы Национальная комиссия по модернизации и международный консультативный совет.
Именно поэтому предусмотрено качественное исследовательское и экспертно-аналитическое сопровождение реализации «100 шагов», которое служит источником выработки новых идей и конкретных ответов на вызовы казахстанской модернизации.
Такой подход обеспечит максимальную результативность и долгосрочный эффект Плана Нации.
Пятое - многомерность.
«100 шагов» - это воплощение государственного курса на укрепление Независимости.
План последовательной инклюзивной модернизации, выдвинутый Нурсултаном Назарбаевым, охватывает все сегменты жизни нашего социума - экономику, образование, науку, здравоохранение, культуру, общественные и политические отношения, государственное управление, национальную безопасность и другие.
Ни одна из сторон жизни нашего общества и каждого казахстанца не останется в архаичном или застойном состоянии.
Каждый шаг - это конкретное практическое поручение Главы государства.
Процесс обновления предполагает не только системное устранение имеющихся «пробелов» развития, но и конструирование новой функциональности каждого направления модернизации.
Во-первых, ужесточение требований и одновременное улучшение условий в системе государственной службы нацелено на формирование нового качества профессионального государственного аппарата.
Во-вторых, новые подходы к обеспечению верховенства закона повысят эффективность и прозрачность судебной системы и правоохранительных органов. Возрастет общественное доверие к институту правосудия. Многократно увеличится инвестиционная привлекательность нашей страны.
В-третьих, глубокое реформирование национальной экономики предполагает преимущественное развитие высокотехнологичного перерабатывающего сектора через точечное привлечение стратегических инвесторов и поднятие наукоемких производств.
В-четвертых, дальнейшее продвижение идей «Мәңгілік Ел» и Общества Всеобщего Труда укрепит гражданскую идентичность и будет последовательно раскрывать созидательный потенциал нации Единого Будущего.
«Мәңгілік Ел» - это совершенная оригинальная модель единства и согласия в обществе, которая обретает статус признанного в глобальном масштабе успешного казахстанского опыта.
В-пятых, поэтапное развитие прозрачности и подотчетности государства, усиление роли общественного контроля, расширение гражданского участия, совершенствование механизмов мониторинга и оценки в целом повысят эффективность государственного управления.
Однако самое главное заключается в том, что все Пять реформ направлены на улучшение качества жизни казахстанцев, достижение Казахстаном высоких социальных стандартов, реализованных в странах-членах ОЭСР.
Президентский План Нации «100 конкретных шагов» выводит нашу страну на новую историческую ступень государственного строительства.
Пять реформ - это 5 векторов силы, которые в сумме своей определят поступательное движение Казахстанатолько вперед.
В данный момент мир переживает сложный и противоречивый этап.
В глобальной экономике пока не преодолены все последствия предыдущего глобального финансово-экономического кризиса.
Риски более масштабных потрясений еще нависают над рядом стран и регионов мира.
И практически невозможно предугадать, где, при каких обстоятельствах и когда может возникнуть эпицентр нового экономического цунами.
Усилилась волатильность основных мировых рынков - углеводородов, золота и других металлов, продовольствия, технологий и других.
На этом фоне почти повсеместно возникли стагнационные ожидания.
В этих условиях на первый план выходит вопрос о выработке и реализации национальных стратегийпротиводействия внешним экономическим трудностям.
Сейчас крупнейшие игроки мировой экономики широко используют свои внутренние резервы.
Во многих странах принимаются меры монетарного и фискального характера.
Исторический опыт также говорит о том, что эффективным стимулом экономического развития в кризисную и посткризисную эпоху могут выступать инвестиции в инфраструктуру.
Такой опыт в истории индустриального мира был.
Например, выход экономики США из «великой депрессии» связан с масштабным инфраструктурным строительством.
В 30-е годы ХХ века американцы построили более 1-го миллиона километров новых дорог, 77 тысяч новых мостов. 70 процентов школ и треть больниц были построены в период с 1933-го по 1939 годы. Это помогло создать более 4-х миллионов рабочих мест.
В 60-х годах Южная Корея потратила четверть национального бюджета на строительство высокоскоростной автодороги Гуенгбу. К 1982 году магистраль обслуживала 66 процентов населения и пропускала 70% всех грузов. Промышленость, созданная вдоль этого пути, дает три четверти ВВП современной Республики Корея.
История всегда подтверждает правильность знаменитой триады Фрэнсиса Бэкона. Он говорил, что три вещиделают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров.
Актуальность третьей составляющей доказывают современные экономисты. По их данным, 1 доллар инвестиций в инфраструктуру генерирует до 2-х долларов в экономике.
Поэтому, с учетом важности развития инфраструктуры, по поручению Президента реализуетсявсеобъемлющая Государственная программа «Нұрлы жол».
Она призвана обеспечить вхождение Казахстана в число ведущих стран мира, лидирующих по качеству инфраструктуры.
В ходе реализации задач второй пятилетки будет построен передовой инфраструктурный каркас страны.
Казахстан - девятая страна по территории в мире. Строительство инфраструктуры требует больших инвестиций, но имеет значение на века как наследие для будущих поколений.
В следующие 3 года на строительство новых дорог, электросетей, коммуникаций будет направлено 14 миллиардов долларов. Более трети этих средств будут выделены международными финансовыми институтами.
Будет выстроена сеть автодорог по лучевому принципу от столицы к регионам. Это позволит добитьсясбалансированного развития всех регионов страны. Будут снижены диспропорции, как в их экономическом развитии, так и в социально-демографическом разрезе. Малый и средний бизнес сможет сократить издержки производства, что поможет ему выйти с локального на региональный уровень.
Реализация «100 шагов» стартовала.
Включившись в эту благородную работу, каждый казахстанец станет одним из творцов обновляющегося государства, повышающей эффективность национальной экономики, благополучия своей собственной семьи и всего народа.
В этом смысл президентской идеи о казахстанцах как о Нации Единого Будущего, с оптимизмом идущей по успешному Казахстанскому пути созидания.
Выступая на XVI съезде партии «Нур Отан» в марте текущего года, Глава государства определил Пять ключевых институциональных реформ по укреплению казахстанской государственности. В их числе – формирование современного, профессионального и автономного госаппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации.
Планом нации «100 конкретных шагов» планируется реализация шага 97 – расширение возможности граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования и местного самоуправления; передача несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. Правительство станет компактным за счет сокращения несвойственных государству и избыточных функций.
Целью данного шага являются расширение возможности граждан участвовать в процессе принятия решений и совершенствование системы государственного управления путем передачи государственных функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.
Одной из основных задач 97-го шага является установление качественного системного подхода и критериев передачи госфункций.
За два предыдущих года в конкурентную среду были переданы функции по техническому осмот¬ру автомобилей, в Национальную палату предпринимателей РК – по организации и проведению конкурса на соискание премии Президента Республики Казахстан «Алтын сапа» и конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана», а также функция по содействию организации импорта и экспорта прав на использование произведений.
В ходе изучения международной практики был рассмотрен опыт США, где принят Закон об инвентаризации функций федеральных органов власти. На основании данного закона ежегодно определяются функции, не являющиеся однозначно государственными, которые могут быть реализованы частными компаниями. Далее: федеральные ведомства ежегодно представляют в административно-бюджетное управление Белого дома перечень передаваемых на аутсорсинг видов коммерческой деятельности. При этом не требуется проведение сравнительного анализа затрат. Но основании этого же закона заинтересованная сторона может в течение 30 календарных дней подать запрос для осуществления функции, указанной в перечне. В связи с чем администрация Белого дома ежегодно по предложениям федеральных ведомств формирует перечень функций, возможных к передаче в конкурентную среду через аутсорсинг.
В Германии, Великобритании, Франции государственные функции передаются саморегулируе¬мым организациям, объединяю¬щим субъектов предпринимательской и профессиональной дея¬тельности, при наличии внутренних правил, стандартов, контроля и коллективной имущественной ответственности.
С учетом вышеуказанного международного опыта рабочей группой по формированию подотчетного государства в Мажилисе Парламента Республики Казахстан были определены подходы по передаче государственных функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям, которые одобрены на заседании Национальной комиссии по модернизации.
В целях координации работы различных ведомств предложено создать постояннодействующую комиссию с включением в ее состав депутатов Парламента, руководства центральных исполнительных органов, представителей общественных советов, НПП «Атамекен», ОЮЛ «Гражданский альянс Казахстана» и других неправительственных организаций для определения перечня функций, передаваемых в конкурентную среду, по каждому гос¬органу, выбора формы передачи функций (госзаказ, аутсорсинг, за счет средств услугополучателей, саморегулирование), анализа готовности конкурентной среды к осуществлению передаваемых госфункций с учетом регламентов, критериев цены и качества, а также для рассмотрения разработанных госорганами регламентов передачи госфункций, выработки системы мониторинга и контроля за переданными функциями.
Вместе с тем Министерство национальной экономики РК в 2016 году планирует внедрить методику функционального анализа госорганов, которая также позволит определить перечень госфункций для передачи в конкурентную среду. Данная методика будет направлена на систематический пересмотр компетенции госорганов путем ликвидации невостребованных и разграничения дублирующих функций, закрепления новых функций через призму стратегических целей и конечных результатов, а также передачи несвойственных функций в негосударственный сектор путем формирования оптимального их объема в каждом конкретном госоргане для установления роли государства и конкурентной среды как в отдельных сферах (отраслях), так и на разных уровнях административно-территориального деления.
Также в рамках реализации 97-го шага планируется стимулировать развитие саморегулируемых организаций и заинтересованность конкурентной среды в осуществлении госфункций путем проведения регулярных отраслевых слушаний с участием заинтересованных общественных и коммерческих организаций и организации соответствующих учебных курсов.
В ноябре т. г. приняты законы «О саморегулировании» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам саморегулирования», которые вводятся в действие в 2016 году.
Законом внедрен новый институт регулирования предпринимательской и профессиональной дея¬тельности. Саморегулирование определяется как комплекс мер, направленных на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельнос¬ти, основанной на добровольном или обязательном членстве в саморегулируемой организации.
Сегодня отдельные элементы саморегулирования присутствуют в действующей практике объе¬динений аудиторов, оценщиков, нотариусов. На примере данных объе-динений можно убедиться в разновидности саморегулирования в зависимости от сферы деятельности, наличия особенных элементов корпоративного управления в каждом из них.
Закон «О саморегулировании» позволит внедрить эффективную форму контроля и исключить негативные аспекты государственного регулирования.
Кроме того, в рамках расширения участия граждан в процессе принятия решений через развитие местного самоуправления принят Закон РК № 387 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Респуб¬лики Казахстан по вопросам внедрения самостоятельного бюджета местного самоуправления» от 2 ноября 2015 года.
Так, с 2018 года предусмотрено на уровне сельского округа, аула, села, поселка, города районного значения внедрение самостоятельного бюджета местного самоуправления. В областных цент¬рах и городах республиканского значения будут работать механизмы участия граждан в обсуждении проектов соответствую¬щих бюджетов.
Таким образом, реализация вышеуказанных мер позволит расширить участие граждан в процессе принятия решений, сократить государственные функции, развить саморегулирование и местное самоуправление, снизить расходы государства и сделать Правительство компактным.
В течение нескольких месяцев Мажилис работал в напряженном режиме по законодательному обеспечению Плана нации "100 конкретных шагов".
О том, что представляет собой данная программа, и какие результаты ожидаются от ее реализации, наше интервью с депутатом Мажилиса Парламента, председателем Социального совета при фракции партии "Нур Отан" в Мажилисе Парламента Республики Казахстан Айткуль САМАКОВОЙ.
– Айткуль Байгазиевна, мы знаем, что вы по роду своей деятельности тесно сотрудничаете со многими международными организациями, знакомы с программами по социальным и другим вопросам. Насколько, по вашему мнению, задачи и цели Плана нации "100 конкретных шагов" вписываются в международную повестку дня?
– Жизнь стремительно мчится вперед, внося свои коррективы. В мировом сообществе принимаются глобального масштаба документы, которые страны, если не хотят остаться в стороне, должны активно интегрировать на своем национальном уровне. Так, в конце сентября 2015 года в Нью-Йорке состоялся саммит мировых лидеров, посвященный рассмотрению новых Целей устойчивого развития. Они станут логическим продолжением Целей развития тысячелетия.
Могу привести пример, что еще на пресс-конференции в рамках Астанинского экономического форума зарубежными экспертами было отмечено, что План нации "100 конкретных шагов" соответствует 17 Целям устойчивого развития на период с 2015 по 2030 год. Перед государствами ставится задача искоренить нищету и способствовать экономическому процветанию, социальному развитию и охране окружающей среды. Можно сказать, что заложены основы новой эры устойчивого развития. Главная задача – удовлетворение потребностей населения, связанных с доступом к здравоохранению, образованию, продовольствию, воде, энергетике, рабочим местам.
– Сразу после саммита, о котором вы сказали, в Таиланде в начале октября 2015 года состоялась 11-я Генеральная ассамб¬лея Азиат¬ского форума парламентариев по народонаселению и развитию (АФПНР), вы в ней принимали участие. Это как-то связано с новыми Целями устойчивого развития? Что это принесет Казахстану?
– Да, как депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан и заместитель председателя Азиатского форума парламентариев по народонаселению и развитию, я принимала в ней участие. На ней были определены направления дея¬тельности Азиатского форума на следующие 3 года с учетом Целей устойчивого развития до 2030 года. Азиатский форум парламентариев по народонаселению и развитию оказывает помощь и будет содействовать странам в реализации новых целей, аналогично, как и по Каирской программе действий.
Так, при поддержке Азиатского форума в Казахстане была проведена двухдневная центральноазиатская встреча парламентариев по Программе действий Международной конференции по народонаселению и развитию и вопросам молодежной политики. Молодежь – это фун¬дамент нашей жизни, и потому поддержка ее – это инвестиции в будущее всего человечества.
Мы должны содействовать интеграции молодых людей в общество. Молодежь должна активно участвовать в планировании, осуществлении деятельности в области развития. Совместными усилиями должны решаться задачи, ориентированные на будущие поколения. От эффективности выполнения этой и других задач Каирской программы действий так или иначе зависит и устойчивое развитие любого государства.
Мы, как парламентарии, будем стараться и дальше привлекать Азиатский форум парламентариев по народонаселению и развитию и другие международные организации для решения задач национального масштаба, в том числе и по Плану нации.
– В Плане нации одним из 100 конкретных шагов преду¬смотрены повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора. С чем это связано, и какова деятельность возглавляемого вами Социального совета при фракции партии "Нур Отан" в Мажилисе Парламента по этому вопросу?
– Да, такая задача есть. Ведь для устойчивого развития государства большое значение имеет укрепление главного ресурса – человеческого капитала, а это знания, труд, качество жизни.
Социальный совет при фракции партии "Нур Отан" в Мажилисе Парламента, который я возглавляю, на своих заседаниях неоднократно рассматривал проблемы подготовки кадров в целом для отраслей экономики, в том числе для села, вопросы трудоустройства выпускников после окончания вузов, подготовки кадров из числа самозанятого населения и ряд других.
Одной из рекомендаций было обязательное прохождение стажировки выпускников вузов. Многие из них так или иначе после получения высшего образования сталкиваются с трудностями трудоустройства, в том числе и на государственную службу. В настоящее время государство в рамках программы "Дорожная карта занятости-2020" оказывает поддержку в вопросе получения практических навыков по молодежной практике. Она является дополнительной мерой поддержки выпускников вузов, колледжей и лицеев. Возможность приобретения первоначального опыта работы по полученной специальности сроком до шести месяцев участникам программы оплачивается государством.
В Плане нации записано, что в 10 профильных университетах будет осуществляться подготовка кадров для ключевых отраслей экономики. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, немаловажное значение имеет знание иностранных языков. Поэтому планом предусмотрен поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования – в школе и вузах.
Понятие "конкурентоспособность" должно входить в сознание каждого человека. Этого требует стремительно развивающийся мир, и нужно стараться ему соответствовать.
– Каждое мероприятие Плана нации – это решение больших задач, направленных на совершенствование отдельно взятой отрасли экономики. Какую из них вы отнесли бы к знаковым?
– Это сфера здравоохранения, а в ней – внедрение обязательного со¬циального медицинского страхования. В последнее время часто поднимается вопрос о солидарной ответственности государства, работодателя и работника за его здоровье. В Мажилисе Парламента мы рассмотрели проект Закона Республики Казахстан "Об обязательном социальном медицинском страховании». Он направлен на внедрение, можно сказать, нового механизма реализации конституционного права граждан на охрану здоровья, позволит реализовать принцип солидарной ответственности, а также обеспечит повышение эффективности здравоохранения в условиях модернизации экономики.
В законопроекте предусмотрены формы медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования, государственное регулирование, указаны участники системы обязательного социального медицинского страхования и так далее. Отдельная глава законопроекта отведена Фонду социального медицинского страхования, его статусу и деятельности. Учредителем и единственным акционером фонда выступит Правительство Республики Казахстан. Хотелось бы отметить и то, что не забыты в законопроекте социально уязвимые группы населения. Они освобождаются от уплаты взносов в фонд. Среди них дети, многодетные матери, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды, пенсионеры и др.
Создание объединенной комиссии по качеству медицинских услуг при Министерстве здравоохранения и социального развития обеспечит контроль качества и доступности медицинских услуг.
– План нации предусматривает также оптимизацию социальной помощи через усиление ее адрес¬ного характера. В чем здесь суть вопроса?
– Адресность социальной помощи предполагает снижение уровня бедности и социального неблагополучия, укрепление института семьи. На исполнение указанной задачи направлен рассмотренный депутатами законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения". Он направлен также на мотивацию к трудовой деятельности. В целом государство должно оказывать помощь только тем гражданам, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Дифференцированный подход должен исключать социальное иждивенчество.
Социальным советом в свое время был рассмотрен вопрос "О совершенствовании действующего законодательства по социальной защите инвалидов в Республике Казахстан в свете требований социальной модернизации Казахстана". Правительству рекомендовано рассмотреть возможность расширения "Программы занятости-2020" в части переподготовки и поддержки занятости лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, социальная помощь будет предоставляться только тем гражданам, кто в ней действительно нуждается. Благосостояние граждан и рост уровня жизни повышаются через их занятость. Государственная адресная социальная помощь трудоспособным гражданам с низкими доходами будет предоставляться только при условии их активного участия в программах содействия занятости и социальной адаптации.
– В нашей стране большое внимание уделяется формированию целостной гражданской общности. И здесь есть 85-й шаг Плана нации, который ставит задачу разработки проекта патриотического акта "Мәңгілік Ел", закреп¬ляющего ключевые ценности казахстанского общества. В чем, на ваш взгляд, его необходимость?
– Он важен и необходим, особенно в наши дни. Как сказал Глава государства, "Мәңгілік Ел" ("Вечный народ") – это общенациональная патриотическая идея нашего общеказахстанского дома. За годы независимости в нашей стране созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Это национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. Это экономический рост на основе индустриализации. Это глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Их надо беречь, укреплять, развивать.
– Как известно, задачи и функ¬ции государства реализуются посредством конкретных действий государственных служащих. Первая президентская реформа касается формирования профессионального государственного аппарата. Чем это вызвано?
– Действительно, 15 пунктов плана отведены формированию профессионального государственного аппарата. От их профессиональной работы зависит работа всей страны. Поэтому в рамках первой президентской реформы предполагается модернизировать процедуру поступления на государственную службу, в том числе оплачивать труд государственных служащих по результатам работ. В связи с этим будет разработан и принят новый профильный закон.
Также предлагается начинать прием на государственную службу с низовых должностей. Вновь пришедшие на государственную службу должны будут пройти все ступени карьерной лестницы. Это позволит решить проблему текучести и более тщательно подбирать кадры.
Немаловажное значение имеет законодательное закрепление системы регулярного обучения сотрудников и повышения квалификации не реже одного раза в три года. Есть и социальный аспект – обязательное предоставление служебного жилья ротируемым сотрудникам госаппарата, но только на период исполнения должностных обязанностей и без права приватизации.
Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к моральному облику государственных служащих. Поэтому в Плане нации предусмотрено внедрение новых этических правил.
– Айткуль Байгазиевна, сегодня во всем мире растет напряженность, в том числе в экономике. Казахстан предпринимает шаги для того, чтобы смягчить влияние мировой экономической конъюнк¬туры на нашу страну, и План нации – это, несомненно, одна из мер. На ваш взгляд, что сегодня важно для успешной реализации Плана нации?
– План – наш путь в будущее. Сегодня Казахстан достиг значительного прогресса в сфере образования, репродуктивного здоровья населения, занятости, социальной защиты, гендерного равенства. Растет ВВП республики, доход на душу населения достиг 13 тысяч долларов. Продолжительность жизни казахстанцев превышает 71 год, бедность сократилась до 3%, снижается уровень детской и материнской смертности, существенные успехи достигнуты в борьбе со СПИДом, малярией и туберкулезом. Двигателем роста нашей экономики является новая экономическая политика "Нұрлы жол". Будут новые рабочие места. Улучшится социальная инфраструктура, новые и современные школы и больницы будут оказывать высококачественные услуги. В итоге это отразится на благосостоянии и качестве жизни каждого казахстанца.
Смелые новаторские реформы Главы государства, созидающего политика, превращают Казахстан в сильное и уверенное государство. Казахстанцы убеждены в важности Плана нации для себя и своей страны и сделали выбор в пользу нового этапа государственного развития, поступательных изменений во всех сферах жизни общества, на создание единого будущего.
В Плане нации "100 конкретных шагов" по реализации пяти институциональных реформ Главой государства Нурсултаном Назарбаевым поставлены конкретные задачи модернизации системы образования.
И нет сомнения в том, что научно-инновационный потенциал базовых вузов и колледжей Казахстана обеспечит им полномасштабное участие как в подготовке высококвалифицированных кадров для предприятий, так и в реализации прорывных научных проектов в условиях новой экономической политики.
Государственная программа индуст¬риально-инновационного развития Рес¬публики Казахстан на 2015–2019 годы ¬(ГПИИР) стала мощным стимулом дальнейшего развития экономики нашей страны. Для этого есть все предпосылки – разветвленная промышленная инфраструктура, огромные запасы минеральных ресурсов, сильный интеллектуальный и кадровый потенциал. Глобализация не дает нам времени для постепенного, в течение нескольких десятков лет, перехода на более высокие технологические уклады. Однако эффективная реализация ГПИИР возможна только при обеспечении ее прорывных проектов конкурентоспособными кадрами. И этот процесс не терпит промедления: уже в 2017 году инженеры новой формации должны стать драйверами казахстанской индустрии.
Для решения задач по подготовке инновационных кадров, поставленных Пре¬зидентом страны Нурсултаном Назарбаевым¬ в Послании народу Казахстана "Нұрлы жол – путь в будущее", определены базовые вузы: Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева (ЕНУ), Казахский национальный университет им. Аль-Фараби (КазНУ), Казахский национальный исследовательский технический университет им. К. Сатпаева (КазНИТУ), Казахский национальный аграрный университет (КазНАУ), Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева (ВКГТУ), Карагандинский государственный технический университет (КарГТУ), Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова (ЮКГУ), Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова (ПГУ), Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова (КГУ), Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина (КАТУ), Атырауский институт нефти и газа (АИНГ).
Подготовка специалистов для инновацион¬ной экономики Казахстана осуществляется в условиях глобальной конкуренции, в рамках которой ожидают¬ся коренные изменения в электронной, атомной и электротехнической промышленности, информационно-коммуникационном секторе, станко-, судо-, авто- и приборостроении, строительстве, альтернативной энергетике, фармацевтической и ракетно-космической промышленности, горно-металлургическом комплексе. Эти изменения произойдут на основе развития робототехники, био- и нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, информационных сетей и интегрированных высокоскоростных транспортных систем. На первый план выходят навыки сетевого взаимодействия, информационного обмена в виртуальном пространстве, проектного, синергетического подходов и системного анализа.
В то же время содержание высшего технического образования сейчас отстает от сегодняшних реалий, то есть потребнос¬ти техносферы вошли в противоречие с предоставляемым уровнем образования. Этот разрыв приводит к выпуску квазиинженеров, которые попросту боятся деятельности на производственных предприятиях. Однако техники и инженеры, владеющие современными знаниями и обладающие профессиональной практической подготовкой, по-прежнему остаются мотором современного производства. Лавинообразно растет спрос на специалистов новой формации, обладающих широким спектром компетенций и навыков, необходимых для реализации масштабных проектов ГПИИР.
Повышение уровня конкурентоспособности экономики и вхождение Казахстана в число мировых лидеров определяется эффективностью инновационного развития промышленности, что в свою очередь зависит от модернизации системы высшего технического образования, системно взаимодействующего с наукой, генерирующей новые знания и современные технологии, и с производством. Сегодня потенциал вузов определяется не только качеством предоставляемых образовательных услуг, но и развитием всей триады "Образование – наука – инновации", нацеленной на формирование человека труда.
Для качественного улучшения практической подготовки специалистов в системе высшего технического образования поставлена задача развития дуального обучения, создания современных центров прикладных квалификаций для преодоления нехватки кадров. В дуальном обучении реализуется принцип взаимосвязи теории с практикой, который позволяет будущему специалисту приобрести необходимые компетенции в процессе работы на предприятии. Такое образование максимально приближено к конкретным запросам производства, при этом работодатели сами будут участвовать в подготовке специалистов необходимого уровня.
По поручению Главы государства ведется активная подготовка кадров для программы индустриализации посредством международной программы "Болашак". За последние четыре года доля технических специалистов выросла на 20%. В лучших вузах мира подготовлено свыше 3 000 инженерно-технических специалистов (40% от числа всех выпускников "Болашак"), реализующих свой потенциал на производственных площадках страны.
В целях расширения возможности подготовки технических кадров для проектов ГПИИР со следующего года будет введена специальная категория "инженерно-технический работник на магистратуру", позволяющая пройти обучение работникам промышленных предприятий Казахстана. Также в рамках внедрения инновационной компоненты в процесс индустриализации программа "Болашак" ведет подготовку ученых десяти опорных вузов ГПИИР по новой модели Split-PhD, что обеспечивает наполнение научных проектов казахстанским содержанием.
Помимо обеспечения проектов ГПИИР конкурентоспособными специалистами необходимо активизировать усилия вузовской науки в разработке и внедрении через Карту индустриализации инновационных проектов по приоритетным направлениям. Основой третьей индустриальной революции для Казахстана станут инновации и развитие "зеленой" экономики – возоб¬новляемой энергетики и производства экологически чистой аграрной продукции. Подготовка современных кадров будет основана на внедрении образовательных программ инновационного характера и обучении на новейшем лабораторном оборудовании.
Для модернизации системы высшего образования, проводимой по инициативе Президента, Министерством образования и науки и вузами определены пять стратегических задач. Первая из них – разработка и внедрение принципиально новых прак¬тико-ориентированных образовательных программ в рамках ГПИИР на примере ведущих мировых образцов, направленных на подготовку специалиста с компетенциями, востребованными конкретными предприятиями. Вторая – это внедрение и развитие дуального образования в магистратуре, в ходе которого обеспечивается непрерывная экспериментально-исследовательская работа по темам, согласованным с предприятием и для него, длительная производственная практика по согласованной теме, завершающаяся подготовкой и защитой выпускной работы. Все это позволит в корне изменить содержание и качество образования – осуществлять подготовку специалистов без необходимости "доучивания" на производстве.
Третья задача требует коренной модернизации лабораторной базы при целевом финансировании из госбюджета, что даст возможность производить обучение через исследование, выполнять на договорной основе практические заказы предприятий, проводить фундаментальные и прикладные научные исследования с грантовым финансированием. Четвертая – это постоянная поддержка системы обеспечения качества образования, что предусматривает повышение квалификации ППС в зарубежных топ-вузах, участие представителей общественности, уполномоченных органов, работодателей в оценке качества образования. Наконец, пятая задача – это совершенствование системы корпоративного управления вузом как основы для взаимодействия с бизнес-сообществом и повышения качества образования.
При анализе новых программ и вузов, входящих в состав базовых, следует отметить, что, во-первых, охвачены все регио¬ны страны, во-вторых, образовательные программы направлены на решение задач ГПИИР для Казахстана в целом и для регионов, в-третьих, охвачены основные приоритетные направления развития регио¬нов. По наименованию программ можно определять региональные приоритеты.
Так, КазНИТУ разработал образовательные программы – "Инновационные технологии и оборудование в машинострое¬нии", "Нефтехимия и нефтепереработка" и "Автоматизация производственных процессов", ориентированные на потребности базовых отраслей промышленности. В КазНАУ подготовка специалистов будет осуществляться по модульным образовательным программам профильной магистратуры: "Прикладная продовольственная безопасность" и "Управление плодородием почвы и питанием растений", которые предназначены для подготовки специалистов в жизненно важных для республики пищевой промышленности и агропромышленном комплексе.
КарГТУ разработаны две образовательные программы профильной магистратуры в рамках программы ГПИИР: "Нанотехнологии в металлургии", "Робототехника. Системы управления". В ПГУ созданы модульные образовательные программы – "Переработка нефти и газа" и "Технологические инновации в материаловедении и металлургической инженерии". Все они соответствуют приоритетным направлениям развития горно-металлургического сектора Центрального Казахстана. В стенах ВКГТУ появились новые образовательные программы: "Инновационные технологии получения цветных, благородных, редких и рассеянных металлов" и "Технологические машины и транспорт", ориентированные на потребности Восточного Казахстана. ЮКГУ создал образовательные программы "Синтез поликомпонентных минеральных удобрений", "Пищевая инженерия и безопасность продуктов питания", "Произ¬водство силикатных материалов", которые необходимы для развития экономики Южного Казахстана.
В соответствии с потребностями сельского хозяйства КАТУ разработал новые образовательные программы – "Производство продуктов питания" и "Производство и эксплуатация сельскохозяйственных машин и оборудования". В КГУ подготовку кадров осуществляют по следующим образовательным программам: "Автомобильная инженерия", "Сельскохозяйственное машиностроение", "Мехатроника", "Производство продуктов питания", отражающим направления развития Северного Казахстана. АИНГ готовит бакалавров для ГПИИР по направлению "Нефтехимия" для секторов "нефтепереработка" и "неф¬тегазохимия".
Базовыми вузами уже разработаны 24 новые образовательные программы, а представленный перечень свидетельствует о том, что они соответствуют приоритетам ГПИИР с учетом особенностей и перс¬пектив развития регионов республики. Следует отметить особую роль Назарбаев Университета в разработке, анализе и экс¬пертизе всех новых программ профильной магистратуры. Существенное отличие разрабатываемых программ от действующих – обязательный трехсторонний договор между вузом, предприятием-работодателем и магистрантом. В соответствии с договором в третьем семестре (второй год обучения в магистратуре) обучающиеся проходят длительную практику на производстве, выполняют экспериментальную часть диссертационной работы, а после окончания магистратуры трудоустраивают¬ся на этих предприятиях.
Если провести анализ предприятий-парт¬неров, участвующих в разработке прог¬рамм, и тех, для которых начата подготовка кад¬ров, то окажется, что в этом списке находятся все промышленные гиганты респуб¬лики, а также большинство вновь построен¬ных и модернизируемых предприятий. Вот только некоторые из них: "Казахмыс", "Казцинк", "АрселорМиттал Темиртау", "Алюминий Казахстана", Национальная компания "ҚазақстанҒарышСапары", Атырауский НПЗ, "РД "КазМунайГаз", "КазТрансГаз", "КазТрансОйл", "Мангис¬тауМунайГаз", Национальная компания "Казахстан инжиниринг", Петропавловский завод тяжелого машиностроения, Алматинский завод тяжелого машиностроения, "Локомотив құрастыру зауыты", Кентауский трансформаторный завод и множество других. Всего в перечне заключенных договоров значится свыше 300 предприятий из всех регионов страны с потребностями до 70 специалистов на каждое из них, что означает хорошие перспективы трудоустройства выпускников.
Такой внушительный список свидетельствует о том, что вузами, с одной стороны, проведена большая работа по определению мест будущего трудоустройства магистров, а с другой, имеется огромная потребность в квалифицированных специалистах на предприятиях всех отраслей экономики. Так что выделение по госзаказу 1 900 мест на профильную магистратуру базовых вузов в 2015 году вполне обосновано. Вместе с тем в работе необходимо содействие местных исполнительных органов базовым вузам в организации профориентационной работы с целевыми группами учащихся с учетом кадровых потребностей конкретного региона, прохождения студентами профессиональной практики, их последую¬щего гарантированного трудоустройства и закрепления в этих региона
Важнейшим этапом стал выбор зарубежных вузов-партнеров, участвующих в разработке и экспертизе образовательных программ. Эта процедура осуществлялась на основании мировых рейтингов вуза по выбранному направлению подготовки и наличию партнерских отношений. Все новые программы разработаны совместно с зарубежными вузами-партнерами, входящими в мировые топ-рейтинги.
Среди них следует отметить Техасский технологический университет (США), Токийский университет (Япония), Рейнско-Вестфальский технический университет (Германия), Мичиганский технологический университет (США), Берлинский технический университет (Германия), Московский государственный университет им. М. Ломоносова, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Томский политехнический университет, Московский государственный технический университет им. Н. Баумана (Российская Федерация) и другие.
Подготовка современных практико-ориен¬тированных специалистов осуществляется на новейшем лабораторном оборудовании, подбор которого соответствует разработанным образовательным программам, а его экспертизу проводили эксперты ведущих зарубежных университетов и передовых предприятий-работодателей. При базовых вузах созданы 24 новые лаборатории, преимущественно междисциплинарного характера: строительного профиля, исследовательские и испытательные по направлениям подготовки, инновационных технологий в машиностроении, черной и цветной металлургии, перспективных технологий горного дела, пищевой безопасности, синтеза гербицидов и инсектофунгицилов, высокотехнологичной продукции переработки углеводородного сырья и химмотологии, по производству химикатов для промышленности и агрохимии» и другие.
Особо следует отметить совместные научно-исследовательские комплексы, созданные КазНУ совместно с зарубежными вузами-партнерами на базе этих университетов. Это совместный научно-исследовательский центр на базе Университета Карачи (Пакистан) для проведения исследований в области органической химии и химии природных соединений и совместная научно-исследовательская лаборатория "КазНУ – Росток" на базе Университета Ростока (Германия) с широким спектром современного оборудования для проведения исследований в области органической химии и катализа.
В ЕНУ созданы инновационные лаборатории компьютерного проектирования ракетно-космической техники, по мониторингу климатических процессов Земли с помощью космических аппаратов метеорологического назначения, а также космическая наземная станция для слежения за космическими аппаратами и управления ими в ультра-коротковолновом диапазоне. Для подготовки специалистов будет также использоваться оборудование Национальной компании "ҚазақстанҒарышСапары".
В КарГТУ для реализации практической подготовки магистрантов по образовательной программе «Робототехника. Системы управления» приобретен комплекс современного учебного и промышленного оборудования мирового производителя средств автоматизации концерна "Шнейдер-Электрик" (Франция). В октябре сос¬тоялась торжественная церемония открытия Авторизованного центра обучения "КарГТУ – Шнейдер – Электрик" на базе лаборатории автоматизации в металлургии.
Неотъемлемый компонент качественной реализации новых образовательных программ – повышение квалификации преподавателей и стажировка магистрантов. В летний период преподаватели базовых вузов прошли стажировку в Назарбаев Университете с дальнейшим выездом в вузы США, Великобритании, Японии, Сингапура. Совместно с ведущими университетами мира началась реализация экспериментальных образовательных программ профильной магистратуры. Для чтения лекций в базовые университеты прибыли профессора из Франции, Германии, Малайзии, Польши и России. К ведению занятий с магистрантами привлекаются также опытные производственники с предприятий-работодателей.
Системная работа базовых вузов и колледжей во взаимодействии с ведущими университетами мира и ведущими профессорами, а также с предприятиями-работодателями при бюджетной поддержке на реализацию новых программ и приоб-ретение лабораторного оборудования должна привести к созданию качественно новой инфраструктуры страны. Это позволит продолжить реализацию социальных программ, поддержит инвестиционную активность и станет драйвером экономического роста Республики Казахстан.